Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга Библиотека им. М.Горького Екатеринбург, ул. Ильича, 20 тел.: (343) 338-38-97 E-mail: bibl28@ekmob.org
|
|
|
Химич Г. Л.Химич Георгий Лукич Быков В. «Самый выдающийся из конструкторов Уралмаша». Да, именно так - самый выдающийся из всей блестящей плеяды конструкторов Уралмаша. Это всеобщее мнение нынешних конструкторов, даже тех, кто никогда не был связан с проектированием оборудования для черной металлургии - делом, которому посвятил свою жизнь Георгий Лукич. Полвека он был связан с Уралмашзаводом, с 1929 по 1979 гг. Перерыв был только в несколько военных лет, когда Георгий Химич добровольно ушел на фронт. Мог бы и остаться в тылу, специалисты бронировались без всяких вопросов, но такой уж он был человек, счел своим долгом защищать Родину с оружием в руках. Его вклад в развитие советской черной металлургии переоценить просто невозможно: на всех металлургических комбинатах России, Украины, Казахстана до сих пор работает множество прокатных станов, созданных на Уралмашэаводе по его проектам. А всего их не менее 100. Он же впервые в мире предложил идею криволинейной установки непрерывной разливки стали, которая сейчас широко применяется в черной металлургии, как отечественной, так и зарубежной. А еще он является создателем Института машиноведения УрО РАН, который и возглавлял в последние годы жизни. О Георгии Лукиче Химиче вспоминает его коллега, один из ведущих конструкторов станов горячей прокатки Владимир Александрович Быков. Моя работа с Химичем продолжалась самым теснейшим образом тридцать лет, а сам он, как руководитель, оставил, пожалуй, самый глубокий след в моей жизни. Не зря говорят, если Бог наказывает, то жестоко, а если уж решил одарить, то щедро. Он дал Георгию Лукичу ум и талант, способности и трудолюбие и все прочие качества, которые необходимы для конструктора, творца и организатора. А если чего недодал, то вооружил его таким умением обставлять свойственные любому человеку те или иные слабости и недостатки, что они не только не вызывали неудовольствия, а наоборот, приводили в восхищение именно умением их нам преподнести. Для нас, его учеников и продолжателей дела всей его подвижнической жизни, он был примером для подражания и в большом, и в малом, и в чисто личностном плане. Нас удивляла и покоряла его почти на грани авантюризма техническая храбрость и активная позиция во внедрении новой техники, его умение мгновенно схватить суть, усмотреть главное, дать верную оценку предлагаемому. Его терпимость к ошибкам, неизбежным в любом созидательном процессе. Его особый, я бы сказал, стиль общения, отсутствие менторства, назиданий, поучений к людям дела и нетерпимость к дуракам, бездельникам, бюрократам. Его любовь к неформальным, почти товарищеским беседам, дружескому обмену мнениями и обсуждению разного рода проблем и вопросов. Покоряло в нем даже упрямство, иногда на грани тенденциозности, но всегда необидное и необязывающее, вызывающее на спор и заставляющее тебя думать, а не переживать. Наконец, главное, он от природы был отличным организатором, исключительно естественным в своих руководящих принципах, как будто он их впитал в себя от рождения. Не помню случая, чтобы он лез в какие-либо мелочи, как мы их называем - гайки. Он любил и считал правильным принимать проект в целом. Безупречен, даже красив, он был в полемических спорах, быстрой реакцией на «некорректность» по отношению лично к нему или к тому, что он считал правильным, что проповедовал. Как-то на одной министерской коллегии в ответ на замечание заместителя министра Семенова о том, что затронутый им вопрос не относится якобы к его (Химича) компетенции, последовала мгновенная реакция: - Не знаю, как у вас, а у нас принято говорить только то, что нужно, и по делу. Семенов замолк до конца коллегии. Он страшно не любил, когда его подчиненные получали деньги зря. Только за дело и вне зависимости от всяких формальных признаков, его характеризующих, потому мог у одного оценить один лист действительно инициативной разработки больше, чем у другого пять стандартных, Мог снять с работника назначенную ему ранее премию. Мог при оценке вознаграждения за рацпредложение спокойно попросить автора сделать перерасчет на меньшую сумму, не объясняя, по своему правилу, почему он так считает. Разве лишь иногда добавив, что оно того, чего ты хочешь, не стоит. И не помню случая, когда кто-нибудь за такое самовластное решение, идущее заведомо вразрез с формально узаконенными правилами подобных расчетов, на него обижался. Возможный ход той или иной производственной процедуры он, видимо, тщательно продумывал заранее, и потому весьма затруднительно было поставить его в тупик каким-либо «каверзным» вопросом или такого же порядка репликой. Помню единственный случай, когда он оказался неподготовленным к возможному развитию событий. Обсуждалась одна из тем и, соответственно, кандидатуры для выдвижения на присуждение Государственной премии. В ходе беседы была названа дополнительно, к ранее намеченным и тут названным, фамилия с весьма обстоятельной аргументацией желательного включения ее в авторский состав. Химич, привыкший к доказательному парированию любых поползновений на изменение проигранного им плана действий, попал впросак и почувствовал физически себя настолько плохо, что пришлось участникам совещания просить перенести последнее на следующий день. По тем же свойствам его души и характера, он считал просто недопустимым отменять принятые решения. Вернуться к пересмотру однажды им затверженного можно было лишь спустя достаточно длительный отрезок времени. Здесь, кажется, срабатывала упомянутая его чисто человеческая слабость. Мы быстро разобрались, в чем дело, и старались никогда на стадии постановки задачи не предлагать ему готовых, так сказать, полностью обкатанных решений. Тогда он оказывался как бы ни при чем, и следовал отказ. Предлагать полагалось все с определенными сомнениями (неважно даже, если они были легко устранимыми). Химич тут моментально заводился, становился в авторскую позицию, начинал активно защищать плюсы предлагаемого и устранять его минусы. Предложение принималось. Но если, к слову, оно котировалось на изобретение - другая черта Химича - он никому не напоминал об оформлении заявки, своем соавторстве. Это было ниже его достоинства. Такие «формальности» обязаны были делаться без его прямого участия, исключая подписи подготовленных документов. Не напоминал он и о дальнейшем их продвижении, расчетах эффективности предложений, гонорарах. Георгий Лукич являлся действительно большой личностью. Любил нестандартных людей и нестандартные решения, слыл в какой-то степени анархистом и ненавидел педантизм и начетничество. Был предан конструкторскому труду, был любим нами и отвечал тем же сам. Владимир Быков, ветеран Уралмашзавода Быков, В. Самый выдающийся из конструкторов Уралмаша / В. Быков // За тяжелое машиностроение.-2008.-1-8 декабря.- С.1-2 Орлов Б. «Достойный путь главного конструктора, творца машин и ученого» 4 ноября 1998 года исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого и талантливого конструктора, видного ученого и организатора в области металлургического машиностроения на Урале - Георгия Лукича Химича. Он попал на площадку строящегося Уралмаша в 1929 году случайно молодым человеком, имевшим школьное да немного специального образования на уровне профшколы сахарного завода в городе Глухове. Был, впрочем, и небольшой технический опыт в части паспортизации машин на этом же заводе. Слабое здоровье позволило ему лишь немного поработать шахтером в Макеевке, но вкусить увлечения горняцким делом не позволили врачи. Этих соблазнов оказалось достаточно, чтобы из глухого украинского городка отправиться в путешествие по всей стране в поисках своего призвания. Видимо, эти обстоятельства и оказались тем счастливым случаем, которое способствовали Георгию Химичу сначала стать чертежником на Уралмашинострое, а в дальнейшем определили его судьбу как выдающегося конструктора тяжелого машиностроения. Уже через полгода, окончив действовавшие на Уралмашинострое курсы по подготовке в вуз, Георгий Химич как стипендиат Уралмаша был направлен на учебу в Уральский политехнический институт. При своем подвижном характере и смышлености уже на первых курсах института частенько брал на себя инициативу сдавать экзамены за всю «бригаду». В становлении его как специалиста большую роль сыграли институтские практики на Краматорском машиностроительном заводе и на Магнитке — сначала на монтаже блюминга, потом на его эксплуатации. В 1936 году после окончания института Георгий Химич возвращается в конструкторский отдел Уралмаша, возглавляемый Н. И. Макаровым. Уралмашевские конструкторы того времени «на ходу» учились проектировать металлургическое оборудование. Но они еще не вполне владели сложными методами расчетов, теорией упругости и теоретической механикой, так необходимыми при проектировании сложных узлов. Между тем завод нуждался в чертежах для проектирования. Как отмечал Н. И. Макаров, в лучшем положении находилось прокатное бюро, имевшее в своем распоряжении чертежи фирмы «Демаг», полученные в счет договора о технической помощи, а также комплект чертежей блюминга, разработанного и изготовленного на Ижорском заводе. Именно в это бюро, руководимое сначала специалистом немцем Рутским, а затем Александром Касаткиным, попадает молодой выпускник УПИ Георгий Химич. На первых порах ему трудно. В группе пожилые инженеры. Иностранные специалисты давят своим авторитетом. Но Химич в своем страстном увлечении проектированием прокатных станов докапывается до самой сути, спорит с немцами, проявляет характер и ищет лучшие технические решения. Для тонколистового стана Чусовского завода он воплотил в чертежи и отстоял свой собственный замысел рабочей клети, которая удачно вписалась в габариты существующего цеха. В довоенное время вместе с молодыми специалистами и инженерами С. Двиняниновым, Н. Алфеевым, Г. Краузе и многими другими Георгий Химич участвует в конструировании непрерывно-заготовочного стана для третьего магнитогорского блюминга. По своим параметрам и эксплуатационным показателям этот стан оказался жизнеспособнее аналогичного стана фирмы «Демаг». В предвоенный 1940 год Георгий Лукич Химии в техническом вестнике Уралмаша публикует свои первые научные статьи. Одна из них посвящена созданию машины для бесслитковой прокатки стали, вторая — подшипникам жидкостного трения для рабочих и опорных валков прокатных станов. Эти статьи — свидетельства определенной творческой зрелости автора, самостоятельности суждений, стремления к научно обоснованному выбору конструкции. На войну Георгий Лукич уходил в первых рядах уралмашевских добровольцев вместе с 25 коллегами по конструкторскому труду. Работа прокатного бюро была приостановлена, оставшиеся конструкторы переведены в другие отделы и цехи завода, работавшие на нужды фронта. Необычно было то, что взял Химич на фронт тетрадь с расчетами трубопрокатного стана, в которую в периоды затишья заносил очередную просчитанную или решенную формулу. И даже когда тетрадка погибла от взрыва снаряда, Георгий Лукич продолжал свои прикидки с расчетами и формулами. Такова была фанатичная преданность своему делу, своей полюбившейся необычной специальности — конструктора крупных машин. Кавалером орденов Отечественной войны II степени, Красной Звезды и многих медалей возвращается в 1945 году на Уралмаш капитан-артиллерист, а в довоенном прошлом конструктор первой категории Георгий Лукич Химич. Но главное для него не регалии, а настоящий голод на конструкторскую работу. Послевоенное восстановление народного хозяйства страны настоятельно требовало многие миллионы тонн проката разнообразного профиля и типоразмеров, а значит, совершенствования устаревших и создания новых прокатных комплексов и машин. Химич после возвращения на завод смело и решительно вмешался в уже готовый проект универсального стана для одного из восстанавливаемых предприятий страны и предложил новые решения по механизации и, автоматизации и повышению производительности стана. В 1946 году Г. Л. Химич во главе инициативной группы одаренных конструкторов Г. Краузе, Н. Манкевича, Н. Еремеева, П. Антонова, В. Халдина и других. В чрезвычайно сжатые сроки они создали первый советский рельсобалочный стан «800» высокой производительности, успешно введенный в эксплуатацию в 1949 году. Этот крупнейший в мире прокатный стан был впервые в нашей стране комплексно спроектирован и изготовлен советскими машиностроителями. На нем внедрен целый ряд новых конструкций машин, позволивший довести его производительность до 1,2 млн. тонн проката в год против 750 тонн, прокатываемых аналогичными станами США и Западной Германии. Для обеспечения этой высокой производительности и комплексной механизации процесса производства на стане созданы новые конструкции, защищенные авторскими свидетельствами на изобретения. Указанная работа получила высокую оценку, а Г. Л. Химичу, как руководителю работы и непосредственному участнику, было присвоено звание лауреата Государственной премии первой степени. Удостоились премии и его сподвижники по конструкторскому труду. Проведенные в дальнейшем исследования и анализ опыта эксплуатации первого рельсобалочного стана позволили создать еще два (для Индии и КНР), производительность которых увеличена в 1,5 раза при значительном снижении веса оборудования. Вес нового стана по сравнению с рельсобалочным для НТМК снижен на 5000 тонн. Удельная производительность нового стана, приходящаяся на одну тонну установленного оборудования с учетом снижения веса, в два раза превосходит удельную производительность стана НТМК. В 1950 году Георгий Лукич Химич назначается начальником конструкторского бюро прокатного оборудования, а через пять лет главным конструктором Уралмашзавода и получает более широкие возможности для раскрытия своего конструкторского, научного и организаторского таланта. Период с начала 50-х до конца 70-х годов оказался особо плодотворным. Создана серия крупнейших в мире толстолистовых станов «2800», успешно работающих на многих заводах Советского Союза и за рубежом. Они обеспечивают толстым листом многие отрасли отечественной промышленности и, в частности, производство сварных труб больших диаметров для нефтегазопроводов. В процессе работы над созданием этих станов в результате обширных исследований и усовершенствований, проведенных под руководством Г. Л. Химича, создан целый ряд новых машин и механизмов, защищенных изобретениями. Создана серия высокопроизводительных блюмингов «1150», отлично зарекомендовавших себя на многих заводах в СССР и за границей. Некоторые из этих блюмингов работали с - производительностью свыше 5 млн. тонн в год. Спроектированы, изготовлены и успешно эксплуатируются блюминги «1300» с комплексно автоматизированным управлением, которые по уровню производительности и степени автоматизации не имеют себе равных в мировом прокатостроении. Их производительность вдвое превышает производительность зарубежных блюмингов. При этом Г. Л. Химич внес решающий вклад в создание оригинальных, впервые разработанных машин и механизмов для блюминга (кольцевая схема слиткоподачи, кантователь с новой системой работы крючьев, автоматический клеймитель с дистанционной сменой клейм, машина огневой зачистки в потоке стана). Были закончены опытно-экспериментальные работы и внедрена в промышленность линия массовой термообработки проката с прокатного нагрева, установленная в потоке листового стана. Удачное завершение этой работы позволило сэкономить в народном хозяйстве десятки миллионов рублей. Значительный вклад Г. Л. Химич внес в создание промышленных комплексов оборудования для термической обработки листового и сортового проката, имеющих большое народнохозяйственное значение. На базе опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, проведенных под руководством Г. Л. Химича, впервые в Советском Союзе создано оборудование для термической обработки листового проката в роликовых проходных закалочных агрегатах, которое успешно работает на заводе «Амурсталь». Для термической обработки железнодорожных рельсов созданы крупные комплексы оборудован и я объемной закалки рельсов в масле для Нижнетагильского и Кузнецкого металлургических комбинатов и оборудования для закалки головок рельсов токами высокой частоты для завода «Азовсталь». Эти работы, обеспечивающие получение в широких промышленных масштабах термически обработанных рельсов, стойкость которых выше в два раза по сравнению с сырыми, вывели Советский Союз на ведущее место в мире в области производства рельсов. Большой творческий вклад Г. Л. Химич внес в создание крупного комплекса оборудования универсального балочного стана для Нижнетагильского меткомбината. Этот стан построен в Советском Союзе впервые и отличается высокой производительностью, высокой степенью автоматизации и новизной конструктивных решений. Получаемые на стане экономичные профи-пи проката находят широкое применение в промышленном и гражданском строительстве, различных отраслях машиностроения. Следует особенно отметить работу Г. Л. Химича по созданию установок непрерывной разливки стали. Ему принадлежит инициатива в разработке первого проекта радиальной слябовой отечественной установки, изготовлении опытной установки на Уралмашзаводе, проведения целого ряда исследований в этой области, как на лабораторных установках, так и в цехах Уралмашзавода. Наконец, создания промышленной радиальной установки для Ново-Тагильского меткомбината. Эти работы определили новое направление в технике разливки стали на криволинейных МНЛЗ для металлургического комбината в Липецке и завода «Азовсталь» и принесли большой экономический эффект. За участие в этой работе Георгий Лукич второй раз был удостоен Государственной премии. Кроме перечисленных префектов, разработанных лично Г. Л. Химичем и под непосредственным его руководством, он принимал также творческое участие в создании всего комплекса прокатного оборудования, выпускаемого Уралмашзаводом, в том числе высокоскоростных непрерывных и реверсивных станов холодной прокатки, трубопрокатных и колесопрокатных станов, а также вспомогательного оборудования к этим станам. По проектам Г. Л. Химича и под его руководством создано более 60 различных прокатных станов и установок. Они смонтированы и успешно работают почти на всех металлургических предприятиях нашей страны, в том числе на Магнитогорском, Нижнетагильском, Орско-Халиловском, Кузнецком комбинатах, Череповецком, Ждановском, Новолипецком, Руставском, Бакинском, Ашинском, Запорожском, Челябинском, Первоуральском и многих других металлургических заводах, а также на заводах Индии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, КНР, Финляндии и других стран. Разнообразное высокопроизводительное прокатное оборудование, определившее в большей степени уровень прокатостроения в Советском Союзе, содержит в своих конструкциях идеи Г. Л. Химича, отличающиеся оригинальностью и смелыми техническими решениями. Серьезное значение придавал Г. Л. Хщлич проведению научных исследований и совершенствованию методов расчета металлургического оборудования. Большой объем опытно-конструкторских работ и широкий круг исследований по оптимизации теплового режима слитков, теплообмена в кристаллизаторе и зоне вторичного охлаждения, процесса деформации слитка - в зоне вторичного охлаждения в условиях высокотемпературной ползучести послужили прочной теоретической и практической основой для создания машин непрерывного литья для' крупных кислородно-конвертерных цехов. В результате комплекса работ, проведенных под руководством Г. Л. Химича, принципиально по-новому теоретически решена проблема получения тонких полос с минимальной поперечной и продольной разнотолщинностью с учетом основных влияющих факторов, в том числе: жесткости рабочей клети, эксцентриситета рабочих и опорных валков, профиля поступающей горячекатаное полосы, температурного режима валков при прокатке, изменения механических свойств металла по длине полосы, натяжения при прокатке и пр. Результаты этих разработок внедрены при создании ныне действующих станов холодной прокатки 1700, 1300, 1200 и используются для вновь проектируемых станов холодной прокатки. Проведены перспективные исследования, направленные на поиск оптимальных технико-экономических параметров технологического процесса и оборудования прокатных цехов. Результаты этих исследований уже сейчас позволили решить ряд важных проблем при проектировании непрерывных и реверсивных станов холодной прокатки. Теоретически разработаны и реализованы при проектировании алгоритмы автоматических расчетов режимов прокатки непрерывных и реверсивных станов холодной прокатки, блюмингов и впервые спроектированного в Союзе .широкополочного стана. Проведена большая работа в области нахождения с помощью ЭВМ оптимальных режимов прокатки упомянутых станов, В этих работах, наряду с использованием известных научных методов оптимизации, нелинейного программирования применены новые методы, специфичные для решения конкретных задач. Разработаны рабочие методики сбора и анализа статистической информации о работе действующего прокатного оборудования с целью определения достигнутого уровня по показателям надежности, экономичности рентабельности, а также прогнозирования этих показателей. На личном счету Георгия Лукича около 200 научных трудов, в том числе более 50 патентов и изобретений, несколько книг и около 100 статей в сборниках трудов и научных журналах. Широкая и многогранная деятельность Г. Л. Химича в области прокатостроения отмечена званием Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой звезды Героя. За огромный личный вклад и ученого в развитие отечественного металлургического машиностроения ученый совет Уральского политехнического института по представленным научным трудам и изобретениям присвоил ему в 1962 году ученую степень доктора технических наук. В «Большой Советской Энциклопедии» (1978 год) Георгий Лукич Химич отмечен как известный конструктор и ученый в области металлургического машиностроения. Это неудивительно, так как еще в 1968 году Академия наук СССР избрала его своим членом-корреспондентом, а почетного звания «Заслуженный изобретатель РСФСР» он удостоился еще раньше, в 1965 году. Конечно, вышеперечисленные успехи и достижения в Георгия Лукича Химича были бы невозможны без проявлений его яркого таланта, огромного личного труда, а также напряженного труда и творческих усилий коллектива конструкторов и исследователей, который он так умело создавал, которым руководил и воспитывал, способствуя служебному и профессиональному росту каждого. На протяжении многих лет Георгий Лукич являлся председателем Государственной экзаменационной комиссии Уральского политехнического института и немало способствовал притоку молодых специалистов в конструкторские отделы и цехи Уралмашзавода. В своей статье «Конструктор — скульптор научных идей», опубликованной в журнале «Наш современник», он сетует на «девальвацию» труда конструктора машин индивидуального производства, катастрофический процесс снижения его авторитета. Он призывает на уровне Министерства высшего и среднего специального образования предусмотреть целевую подготовку инженеров-конструкторов индивидуального производства для работы в нашей системе. «Это должны быть люди широкого диапазона знаний, умеющие сочетать конструкторскую деятельность с научно-исследовательской. Еще на студенческой скамье у них должно быть воспитано высокое чувство гордости и ответственности за свою профессию», — пишет он. Рабочий день Георгия Лукича начинался с утра и длился до позднего вечера. Практически он жил на заводе, не являя собой пример кабинетного работника. Его часто можно было видеть у чертежных досок в конструкторских залах, где зачастую рождались и воплощались в чертежи идеи машин и агрегатов. Кроме обычных оперативок, он регулярно проводил научно-технические, советы по рассмотрению техно - рабочих проектов, изобретений, рационализаторских предложений, результатов научно - исследовательских работ. Здесь в опорах с оппонентами конструктор и исследователь имел возможность всесторонне обсудить и выкристаллизовать идею создаваемых конструкций и способов обработки, обсудить результаты расчетов и методики, статьи и диссертации. Под руководством Георгия Лукича в отделе выросла целая плеяда талантливых конструкторов, работающих как на Уралмашзаводе, так и на других предприятиях. Среди них главные конструкторы, ведущие специалисты. Из стен конструкторского отдела выросли и успешно защитились около двух десятков кандидатов и пять докторов технических наук. Последнее десятилетие работы на Уралмашзаводе Г. Л. Химич с сотрудниками активно занимался новыми идеями для решения широкого круга научно-технических задач по созданию непрерывных технологических процессов: совмещения непрерывной разливки с прокаткой; создания непрерывного агрегата, объединяющего прокатку с процессом бескислотной очистки стальных полос от окалины: проблемами создания стана для прокатки колец большого диаметра; комплексом оборудования для закалки рельсов токами высокой частоты с дальнейшим охлаждением водовоздушной смесью. В 1979 году Георгий Лукич Химич перешел работать в институт металлургии УНЦ АН СССР и возглавил отдел комплексных проблем машиностроения. При этом он продолжал активно сотрудничать с нами в экспериментальных исследованиях возможности использования магнитострикционных материалов в нажимных устройствах прокатных станов, а также в создании предохранительных бесконтактных муфт для нажимных механизмов, созданных на основе сильных магнитов. Георгий Лукич Химич прошел с Уралмашзаводом достойный 50-летний путь своей жизни творца машин, организатора и ученого. Этот путь не был сплошным триумфом, он зачастую изобиловал изнурительными поисками и мучительными сомнениями, борьбой со скептиками и консерваторами. Без этого не бывает больших дел, которые удались Георгию Лукичу. Он много сделал для Уралмаша. К его словам и высказанным мыслям всегда прислушивались с огромным вниманием. Ему предоставлялись такие высокие трибуны, как горсовет, Верховный Совет РСФСР, куда он неоднократно избирался депутатом, пленумы горкома и обкома КПСС, членом которых он был. Георгий Лукич исполнял ответственные и почетные обязанности члена комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий. Он делом и словам отстаивал престиж уралмашевских машин в министерствах, на металлургических предприятиях, институтах и всевозможных советах и инстанциях. Его призывы не раз обращались к миллионам читателей со страниц многих газет и журналов: «Правда», «Известия», «Труд», «Экономическая газета», «Наш современник», «За тяжелое машиностроение»... На Уралмаше Георгий Лукич оставил о себе добрую память. Орлов, Б. Достойный путь главного конструктора, творца машин и ученого / Б. Орлов, Е. Зиновьев // Ритм.-1998.- 4 ноября.- С. 2-3 «Свершения жизни Георгия Химича» На Уралмашинострой, в конструкторский отдел, Георгий Химич, украинский паренек, попал, когда этот самый «конструкторский отдел» был просто избушкой на лесной вырубке. ...Где-то происходила настоящая жизнь, конечно же, не в Глуховском уезде. В Сибири - да, Сибирь - другое дело. Там рождались гиганты индустрии, кипела и бурлила новая жизнь. Хотел в Кузнецк, но до Кузнецка денег не хватило. Купили с приятелем билеты до безвестной сибирской станции. Поезд тащился бесконечно долго. А на станции Свердловск и вообще встал, как навсегда. Вагон опустел. - Как бы нам Сибирь не проехать, - забеспокоился приятель. - Почему-то все вышли - Скажешь... Сибирь как раз тут и начинается. Может, сойдем, посмотрим город?.. Пошли по городу, тут как раз первомайская демонстрация, смешались с шумными колоннами. На следующий день - в клуб на танцы... - ехать дальше в Сибирь было не на что. Разыскали биржу, пришли устраиваться на работу. - Что умеешь делать? - регистратор недоверчиво оглядел худощавого паренька в помятом костюме. -Слесарить могу... - Слесари пока не нужны. - А чертежники? Я чертить умею. - Тогда топай на Машинострой, там как раз чертежники требуются. В отделе найма попросил: - Меня куда поинтереснее. - А это куда, значит? -В конструкторы... - Слышь, парень, - засмеялся кадровик, - давай уж мы тебя сразу главным инженером определим. Приняли копировщиком. Собственно говоря, он уже умел держать в руках рейсфедер. На украинском сахарном заводике занимался паспортизацией, снимал чертежи с машин, составлял техническое описание. Сначала перевели в чертежники, затем в чертежники-конструкторы. Первая вагранка в чугунолитейном цехе установлена по его чертежам. Но чтобы стать настоящим конструктором, надо было учиться. И вот какое счастливое совпадение: заводу позарез были нужны инженеры. Сначала его послали на курсы по подготовке во втуз, затем в Уральский индустриальный институт на отделение обработки металлов давлением. Завод достраивался - Георгий учился. Впрочем, далеко от Уралмаша не отдалялся. Раз, а то и два в неделю студенты строились и с песней маршировали на субботник. Корчевали пни, отвоевывая у леса новые участки земли, копали котлованы, убирали строительный хлам. Но вот наконец Георгий защитил диплом и стал настоящим конструктором. В1937г. он вернулся на завод в бюро прокатного оборудования. Первая конструкторская задача - рабочая клеть для реконструируемого чусовского прокатного стана. Это в порядке вещей, когда новое техническое изделие совершеннее предыдущего. Технический прогресс означал увеличение мощностей, каждая последующая машина мощнее, производительней предыдущей. В этом случае задача усложнялась тем, что новую клеть надо было поместить в старый цех, на старый фундамент. Подобные проблемы приходилось решать в военные годы, когда сотни предприятий эвакуировались в срочном порядке, и в послевоенные, когда они модернизировались по последнему веянию конструкторской мысли. Опыт Георгия Лукича многим помог. В 1939 г. Георгий Лукич - конструктор первой категории и уже награжден значком «Передовой конструктор советского машиностроения», он участвует во всех важнейших заказах. Сначала машина рождается в воображении конструктора, потом в чертежах... Было однажды, глянули в цехе на чертежи подшипников жидкостного скольжения и ахнули: придумать-то можно все что угодно, но это не означает, что любую фантазию можно осуществить в металле. Допуски не более 0,25 микрона. Между тем в пояснительной записке Георгий Лукич особо указал: собирать в изолированном помещении, сборщики непременно в халатах. И многое такое прочее, о чем в цехах Уралмаша даже и не помышляли. Сделав эти важные указания, он укатил в командировку. А приехав, увидел такую картину: рабочие стоят у груды деталей в полном недоумении: не лезет деталь в деталь. Давай сам перемерять. Оказалось, одна железяка на целый миллиметр больше заданного размера. Потом, рассказывая об этом эпизоде своей биографии, Георгий Лукич не скрывал улыбки: целый миллиметр! Проектировалось новое поколение машин, многотонные махины требовали ювелирной точности обработки. Был конец смены, рабочие расходились по домам, Георгий Лукич попросил задержаться одного токаря, тот снял лишний миллиметр. Опять взялись за сборку. Его особых указание тоже не выполнили. А ведь npи сборке трения подшипнике важно, чтобы не попала пыль. Мельчайшая абразивная частица может наделать царапин. Утром 1 мая 1941 г. закончили сборку. Народ уже возвращался с демонстрации. В первый же день войны Химич записался добровольцем. Его определили пиротехником полевого склада. Смысл его военной работы был прост и ясен: доставлять боеприпасы. Всегда, как самую дорогую реликвию, носил при себе тетрадку с формулами и чертежами изобретений. Одно из них он применил прямо на фронте, усовершенствовав пушку. Однажды - поезд на всех парах катил к Вязьме - он спал с друзьями, раскинувшись на полу вагона, и тут - два «мессера»... От поезда мало что осталось. Вагон, в котором они ехали, еще не так пострадал, как остальные: снесло крышу и переднюю стенку. Придя в себя, нащупал тетрадь. Цела, Бог миловал. Он получал письма от друзей с завода, в его воображении жили уже осуществленные в металле его машины и те, что предстояло в металл еще воплотить. Однажды на Калининском фронте его вызвали к командиру. - Так это ты конструктор Химич? Тут, глянь, бумага на тебя пришла, премия за какой-то подшипник. - А я до конца и не был уверен. Ну, раз премия, значит, подшипники работают. А в августе 1945 г. инженер-капитан Химич по ходатайству наркома танковой промышленности В.А.Малышева в списке других специалистов был досрочно демобилизован из армии. В октябре вернулся на завод. Обнял друзей. Услышал ободряющее: наверстывай, мол, упущенное. Дел невпроворот. Восстанавливалось разрушенное войной хозяйство. Мало какое металлургическое предприятие не нуждалось в переоснастке. За четыре с лишним года конструкторы продвинулись, авторитета им не занимать. Сдавался проект крупного прокатного стана, автором был его земляк, с которым они приехали на Уралмаш. - Глянешь? - спросил он снисходительно. Георгий Лукич посмотрел проект и сказал: - Такие проекты были, в нем нет ничего нового. - Мой проект не хуже твоего. - Прошло время - и твой проект должен быть лучше моего. На следующий день был технический совет. Георгий Лукич не обладал особым красноречием, но когда разговор шел об интересах дела, он был непримиримым и доказательным. Тот проект был переделан, но самое главное вскоре после этого события Химичу самому предложили сконст руировать нечто такое, чего еще не было в СССР. Это мощный рельсобалочный стан для Нижнего Тагила. Прежде всего, следовало ос мыслить, что уже есть, что создано. Георгий Лукич со старшим инженером по электрическому оборудованию Николаем Вениаминовичем Еремеевым поехали Кузнецк, где работал немецкий стан, ознакомились с ним. Затем махнули в Жданов (Мариуполь) здесь тщательно изучили coвременный американский стан. Это не означало, что Химич peшил лишь скопировать последние достижения зарубежных конструкторов - он искал слабые места конструкции, чтобы в своей не повторить их. Вместе с Георгием Лукичом над этим проектом работали тот же Еремеев, главный технолог В.А.Попов, инженеры А.В.Архипов, П.Ф.Василевский, Н.К.Манкевич, Б.Г.Павлов, конструктор Г. Н. Краузе, старший мастер Ф. А. Дышкант. Многие из этих людей были его друзьями по жизни. Химич и Краузе хорошо дополняли друг друга. Георгий Лукич больше доверял математическим расчетам - Геннадий Николаевич полагался на интуицию. Бывало он скажет: можешь не считать будет такой-то результат. Однако Химич все равно углубляется расчеты. И всегда получалось, предрекал Краузе. Над чертежами трудились больше десятка конструктор Чертежи обращались в кальки, кальки в синьки…горы калек и горы синек. Эти бумажные Эвересту кочевали на стол главного инженера проекта Химича. И вот наконец, составлен технический проект. Уже готова солидная часть рабочих чертежей, хотя полагается приступать к рабочим чертежам после утверждения технического проекта. Проект прошел на техническом совете завода, затем Химич повез его в Москву, там он медленно, по-черепашьи, пополз по инстанциям: заключение Гипромеза, Минчермета, техсовет Министерства. Миновал месяц, прежде чем проект достиг последней инстанции - приказа Министерства, теперь можно приступать к делу, воплотить задуманное в металл. Директор завода в своем приказе объявляет «рельсобалку» первоочередной задачей коллектива. Как бывало в то время, комсомол берет шефство над станом, организуется соревнование... Энтузиазм был подлинный, как бы даже некоторое опьянение от масштаба событий, делался стан-богатырь, крупнее которого не было в Европе и в Америке. На строительство цеха-гиганта Уралмаш прислал лучших монтажников, для строительства |- требовались тысячи рабочих. Возглавляли монтаж «рельсобалки» начальник монтажного управления треста «Союзпрокатмонтаж» В. И. Халдин и главный инженер Г. В. Алексеевский, оба - бывшие уралмашевцы. Химич и Еремеев, зам. главного конструктора Б. Г. Павлов месяцами живут в Taгиле. Все интересы и помыслы сомкнулись на «рельсобалке». Испытания, сдача комиссии редко когда обходятся без казусов. Тут же главным камнем преткновения было отрегулировать автоматику. Автоматика к пятидесятым годам была в зачаточном состоянии. Существовали нехитрые схемы, состоящие в основном из электромагнитных релюшек. Тензодатчики, фотодатчики и т.д., умные электронные системы появились позже. Hо в то время и в автоматике уралмашевцы делали прорыв. Если сравнивать стан с аналогичным крупнейшим американским, то у уралмашевского все преимущества: он требовал на 75 рабочих меньше. Металлурги поначалу не очень-то верили в автоматику. Когда в апреле 1949 г. торжественно пускали стан, Химич вдруг увидел рядом с механическим кантователем рельсов работяг с ломами. -Уберите людей с ломами! – закричал он. И уже тише добавил: -Технике доверять надо. Насколько можно доверять технике - вопрос философский. Техника может подвести в самый неподходящий момент. Ну вот, как будто автоматика отлажена, правительственная комиссия принимает стан. Момент куда уж ответственней! И представьте, на испытании поточной отделочной линии рельсы, рванув вперед, вдруг замерли в нерешительности. Правительственная комиссия недоумевает, конструкторы растеряны. Не растерялся только Борис Гаврилович Павлов. Объездивший заграницы, всегда со вкусом одетый, а в этот торжественный день - особенно: в тщательно отутюженном бостоновом костюме, в немыслимо белой рубашке... он подошел к рельсам и сказал: - Все предусмотрено. Это делается так, - он взялся за рельс и принялся его толкать - и надо же - рельс поехал. Думаю, что некоторые члены правительственной комиссии так и остались в уверенности, что такой вот толкач предусмотрен по технологии. И все же настоящие испытания начинаются в работе. Летом стан работал без каких бы то ни было нареканий. Но после январских морозов пришла тревожная весть из Нижнего Тагила: с подшипниками беда. Эти подшипники преследовали Химича. Он приехал разбираться. Изготовлены точно, допуски соблюдены, к тому же до морозов подшипники работали нормально. Суть этих подшипников в том, чтобы создать между трущимися поверхностями строго определенной толщины масляный слой. Случайно Георгий Лукич глянул на валявшуюся отслужившую свой век втулку. На трущейся поверхности он увидел поясок. Откуда он? Почему появился? От сжатия, видимо, подсказал цеховой инженер. Конструктор поспешил к машине, пощупал рукой наружную часть подшипников - обожгла холодом. Немудрено, на улице тридцатиградусный мороз, в цехе ненамного теплее. Георгий Лукич расхохотался: - Сжатие от мороза... А ведь так просто! Греть надо подшипники! Слава о рельсобалочном стане-800 распространялась по миру. Рекламы не требовалось, преимущества были налицо. Сначала поставили аналогичный стан в Китай, затем в Индию. Конструкторская мысль на Уралмаше процветала. Остроумные и изящные конструкторские решения, воплощённые в металл, не раз удивляли мир. Георгий Лукич прославил своими конструкторскими разработками завод, страну. Ему воздавалось должное: Сталинская премия первой степени (вместе с его товарищами: Еремеевым, Краузе, Дышкантом... всего 19 человек), ему, как принято было тогда говорить, оказали доверие, послав в депутаты Верховного Совета РСФСР. Было бы большим упущением со стороны идеологов партии, если бы они не использовали авторитет Георгия Лукича в своих целях. Хотел он того или нет, он уже стал советским символом - (или по-современному - брен - дом). Про него много писали в газетах, его состоявшаяся судьба доказывала: у нас это возможно - вдохновенный творческий труд и слава по труду. Конечно, конструкторы не зарабатывали больших денег, как их зарубежные коллеги, но они были на виду, с ними напрямую общались высшие государственные чины. Всем было очевидно: они - двигатели прогресса. В 1953 г начались волнения в ГДР. Восточные немцы замечали, что их бывшие сограждане кушают слаще. Естественно, возникали сомнения: так ли уж светлы перспективы социалистического пути, как их рисует газета «Нойес Дойчланд»? Не придумывает ли? Начались забастовки. Был, конечно, неопровержимый аргумент в пользу социализма: наши танки - лучшие в мире танки. Сила, понятно, всегда права. А вот Химич был непридуманным аргументом. В составе агитгруппы партия направляет его в ГДР, он посещает заводы и фабрики, выступает перед рабочими и инженерами. Озадаченные немцы видели перед собой не фyнционера - агитатора, а подлинного, состоявшегося, счастливого человека. Более действенной пропаганды за социализм трудно придумать. Наши орденоносные конструкторы были обязаны участвовать в идеологической работе. Многие, наверное, помнят так называемый почин Нисковских. Но парадокс в том, что о своем почине Виталий Максимович Нисковских сам узнал не в первую очередь. В парткоме уже все было за него придумано и продумано. - Вот, Виталий Максимович, ознакомьтесь - это ваш почин. – Но позвольте, при чем тут я ? Я ведь об этом ни сном, ни духом !.... - Вот почитайте - «Правда уже написала! Деваться некуда - машина пропаганды запущена. К Виталию Максимовичу приходили сотни писем, товарищи просили поделиться опытом, как писать творческие планы, как их потом реализовывать. На первое письмо знаменитый конструктор, скрепя сердце (или скрипя сердцем) ответил, а потом махнул на это дело рукой; - или обслуживать свой почин, или оставаться конструктором. Творческое состояние планировать затруднительно. Это от Бога. Но что было правильно в то безвозвратно ушедшее время, так это то, что техническое творчество всячески поощрялось государством. Быть Творцом было престижно. А теперь... чуть приоткрылся железный занавес - и «мозги» потекли за бугор. Сейчас там престижнее быть творцом. Георгий Лукич Химич оставил после себя конструкторскую школу, способную успешно конкурировать с Западом. Он был мечтателем, состоялось далеко не все из того, что он вынашивал в своих замыслах. Рисовались иные хитроумные, изящные технологические линии, объединяющие в себе разбросанное по разным переделам металлургическое производство. Мысль его далеко опережала технические возможности своего времени. Твори он сегодня, при нынешней электронике, при современных возможностях обработки металла, многое сумел бы осуществить. Но остались ученики, достойно продолжавшие его дело. Сегодня после всех передряг предстоит вновь собирать и взращивать рассеявшийся творческий потенциал. И этот процесс уже происходит. На государство уже никто не рассчитывает, чтобы быть конкурентоспособными на рынке буровых установок; компания Объединенные машиностроительные заводы покупает проектную фирму в Соединенных Штатах. Мозги утекают, притекают... естественный процесс. Мир - сообщающиеся сосуды, если экономика по-настоящему рыночная, без железного занавеса. Там, где создадим им условия, туда и притекут. Свершения жизни Георгия Химича // Ритм.-2003.- 15-21 августа.- С.4 |
Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.