Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Химич Г. Л.

Химич Георгий Лукич


Быков В. «Самый выдающийся из конструкторов Уралмаша».

Да, именно так - самый выдающийся из всей блестящей плеяды конструкторов Уралмаша.

Это всеобщее  мнение нынешних конструкторов, даже тех, кто никогда не был связан с проектированием оборудования для черной металлургии - делом,  которому посвятил свою жизнь Георгий Лукич.

Полвека он был связан с Уралмашзаводом, с 1929 по 1979 гг. Перерыв был только в несколько военных лет, когда Георгий Химич добровольно ушел на фронт. Мог бы и остать­ся в тылу, специалисты бронировались без всяких вопросов, но такой уж он был человек, счел своим долгом защищать Родину с оружием в руках.

Его вклад в развитие советской черной металлургии переоценить просто невозможно: на всех металлургических комбинатах России, Украины, Казахстана до сих пор работает множество прокатных станов, созданных на Уралмашэаводе по его проектам. А всего их не менее 100. Он же впервые в мире предложил идею криволинейной установки непрерывной разливки стали, которая сейчас широко применяется в черной металлургии, как отечественной, так и зарубежной. А еще он является создателем Института машиноведения УрО РАН, который и возглавлял в последние годы жизни.

О Георгии Лукиче Химиче вспоминает его коллега, один из ведущих конструкторов станов горячей прокатки Владимир Александрович Быков. Моя работа с Химичем продолжалась самым теснейшим образом тридцать лет, а сам он, как руководитель, оставил, пожалуй, самый глубокий след в моей жизни.

Не зря говорят, если Бог наказывает, то жестоко, а если уж решил одарить, то щедро. Он дал Георгию Лукичу ум и талант, способ­ности и трудолюбие и все прочие качества, которые необходимы для конструктора, творца и организатора. А если чего недодал, то вооружил его таким умением обставлять свойственные любому человеку те или иные слабости и недостатки, что они не только не вызывали неудовольствия, а наоборот, приводили в восхищение именно умением их нам преподнести.

Для нас, его учеников и продолжателей дела всей его подвижнической жизни, он был примером для подражания и в большом, и в малом, и в чисто личностном плане.

Нас удивляла и покоряла его почти на грани авантюризма техническая храбрость и активная позиция во внедрении новой техники, его умение мгновенно схватить суть, усмотреть главное, дать верную оценку предлагаемому. Его терпимость к ошибкам, неизбежным в любом созидательном процес­се. Его особый, я бы сказал, стиль общения, отсутствие менторства, назиданий, поучений к людям дела и нетерпимость к дуракам, бездельникам, бюрократам. Его любовь к не­формальным, почти товарищеским беседам, дружескому обмену мнениями и обсуждению разного рода проблем и вопросов. Покоряло в нем даже упрямство, иногда на грани тенден­циозности, но всегда необидное и необязывающее, вызывающее на спор и заставляющее тебя думать, а не переживать.

 Наконец, главное, он от природы был от­личным организатором, исключительно есте­ственным в своих руководящих принципах, как будто он их впитал в себя от рождения.

Не помню случая, чтобы он лез в какие-либо мелочи, как мы их называем - гайки. Он любил и считал правильным принимать про­ект в целом. Безупречен, даже красив, он был в полемических спорах, быстрой реакцией на «некорректность» по отношению лично к нему или к тому, что он считал правильным, что проповедовал.

Как-то на одной министерской коллегии в ответ на замечание заместителя министра Семенова о том, что затронутый им вопрос не относится якобы к его (Химича) компетенции, последовала мгновенная реакция:

- Не знаю, как у вас, а у нас принято говорить только то, что нужно, и по делу. Семенов замолк до конца коллегии.

Он страшно не любил, когда его подчи­ненные получали деньги зря. Только за дело и вне зависимости от всяких формальных признаков, его характеризующих, потому мог у одного оценить один лист действительно инициативной разработки больше, чем у дру­гого пять стандартных, Мог снять с работника назначенную ему ранее премию. Мог при оценке вознаграждения за рацпредложение спокойно попросить автора сделать пере­расчет на меньшую сумму, не объясняя, по своему правилу, почему он так считает. Раз­ве лишь иногда добавив, что оно того, чего ты хочешь, не стоит. И не помню случая, когда кто-нибудь за такое самовластное решение, идущее заведомо вразрез с формально уза­коненными правилами подобных расчетов, на него обижался.

Возможный ход той или иной производ­ственной процедуры он, видимо, тщательно продумывал заранее, и потому весьма за­труднительно было поставить его в тупик каким-либо «каверзным» вопросом или такого же порядка репликой. Помню единственный случай, когда он оказался неподготовленным к возможному развитию событий.

Обсуждалась одна из тем и, соответ­ственно, кандидатуры для выдвижения на присуждение Государственной премии. В ходе беседы была названа дополнительно, к ранее намеченным и тут названным, фами­лия с весьма обстоятельной аргументацией желательного включения ее в авторский со­став. Химич, привыкший к доказательному парированию любых поползновений на изме­нение проигранного им плана действий, по­пал впросак и почувствовал физически себя настолько плохо, что пришлось участникам совещания просить перенести последнее на следующий день.

По тем же свойствам его души и характе­ра, он считал просто недопустимым отменять принятые решения. Вернуться к пересмотру однажды им затверженного можно было лишь спустя достаточно длительный отрезок времени. Здесь, кажется, срабатывала упо­мянутая его чисто человеческая слабость. Мы быстро разобрались, в чем дело, и старались никогда на стадии постановки задачи не предлагать ему готовых, так сказать, полностью обкатанных решений. Тогда он оказывался как бы ни при чем, и следовал отказ. Предлагать полагалось все с определенными сомнениями (неважно даже, если они были легко устранимыми). Химич тут моментально заводился, становился в авторскую позицию, начинал активно за­щищать плюсы предлагаемого и устранять его минусы. Предложение принималось. Но если, к слову, оно котировалось на изобре­тение - другая черта Химича - он никому не напоминал об оформлении заявки, своем соавторстве. Это было ниже его достоин­ства. Такие «формальности» обязаны были делаться без его прямого участия, исключая подписи подготовленных документов. Не напоминал он и о дальнейшем их продвиже­нии, расчетах эффективности предложений, гонорарах.

Георгий Лукич являлся действительно большой личностью. Любил нестандартных людей и нестандартные решения, слыл в какой-то степени анархистом и ненавидел педантизм и начетничество. Был предан конструкторскому труду, был любим нами и отвечал тем же сам.

 Владимир Быков, ветеран Уралмашзавода

Быков, В. Самый выдающийся из конструкторов Уралмаша / В. Быков // За тяжелое машиностроение.-2008.-1-8 декабря.- С.1-2

Орлов Б.  «Достойный путь главного конструктора, творца машин и ученого»

4 ноября 1998 года ис­полняется 90 лет со дня рождения знаменитого и талантливого конструктора, видного ученого и органи­затора в области металлур­гического машиностроения на Урале - Георгия Лукича Химича.

Он попал на площад­ку строящегося Уралмаша в 1929 году слу­чайно молодым человеком, имевшим школьное да не­много специального обра­зования на уровне проф­школы сахарного завода в городе  Глухове. Был, впро­чем, и небольшой техничес­кий опыт в части паспорти­зации машин на этом же заводе. Слабое здоровье позволило ему лишь нем­ного поработать шахтером в Макеевке, но вкусить ув­лечения горняцким делом не позволили врачи. Этих соблазнов оказалось доста­точно, чтобы из глухого украинского городка отпра­виться в путешествие по всей стране в поисках сво­его призвания. Видимо, эти обстоятельства и оказались тем счастливым случаем, которое способствовали Ге­оргию Химичу сначала стать чертежником на Уралмашинострое, а в дальней­шем определили его судь­бу как выдающегося кон­структора тяжелого маши­ностроения.

Уже через полгода, окон­чив действовавшие на Уралмашинострое курсы по под­готовке в вуз, Георгий Химич как стипендиат Урал­маша был направлен на учебу в Уральский политех­нический институт. При сво­ем подвижном характере и смышлености уже на пер­вых курсах института час­тенько брал на себя иници­ативу сдавать экзамены за всю «бригаду». В становле­нии его как специалиста большую роль сыграли ин­ститутские практики на Кра­маторском машинострои­тельном заводе и на Маг­нитке — сначала на монта­же блюминга, потом на его эксплуатации.

В 1936 году после окон­чания    института Георгий Химич возвращается в конструкторский отдел Уралмаша, возглавляемый Н. И. Макаровым. Уралмашевские конструкторы того времени «на ходу» учились проекти­ровать металлургическое оборудование. Но они еще не вполне владели сложны­ми методами расчетов, те­орией упругости и теорети­ческой механикой, так не­обходимыми при проекти­ровании сложных узлов. Между тем завод нуждал­ся в чертежах для проек­тирования. Как отмечал Н. И. Макаров, в лучшем положении находилось про­катное бюро, имевшее в своем распоряжении черте­жи фирмы «Демаг», полу­ченные в счет договора о технической помощи, а так­же комплект чертежей блю­минга, разработанного и изготовленного на Ижорском заводе.

Именно в это бюро, ру­ководимое сначала специ­алистом немцем Рутским, а затем Александром Касат­киным, попадает молодой выпускник УПИ Георгий Хи­мич. На первых порах ему трудно. В группе пожилые инженеры. Иностранные специалисты давят своим авторитетом. Но Химич в своем страстном увлечении проектированием прокатных станов докапывается до са­мой сути, спорит с немца­ми, проявляет характер и ищет лучшие технические решения. Для тонколисто­вого стана Чусовского заво­да он воплотил в чертежи и отстоял свой собственный замысел рабочей клети, ко­торая удачно вписалась в габариты существующего цеха. В довоенное время вместе с молодыми специ­алистами и инженерами С. Двиняниновым, Н. Алфеевым, Г. Краузе и многими другими Георгий Химич участвует в конструирова­нии непрерывно-заготовоч­ного стана для третьего магнитогорского блюминга. По своим параметрам и эк­сплуатационным показате­лям этот стан оказался жиз­неспособнее аналогичного стана фирмы «Демаг».

В предвоенный 1940 год Георгий Лукич Химии в техническом вест­нике Уралмаша публикует свои первые научные статьи. Одна из них посвящена со­зданию машины для бес­слитковой прокатки стали, вторая — подшипникам жидкостного трения для рабочих и опорных валков прокатных станов. Эти статьи — свидетельства оп­ределенной творческой зре­лости автора, самостоятель­ности суждений, стремле­ния к научно обоснованно­му выбору конструкции.

На войну Георгий Лукич уходил в первых рядах уралмашевских доброволь­цев вместе с 25 коллегами по конструкторскому труду. Работа прокатного бюро была приостановлена, остав­шиеся конструкторы пере­ведены в другие отделы и цехи завода, работавшие на нужды фронта. Необычно было то, что взял Химич на фронт тетрадь с расче­тами трубопрокатного ста­на, в которую в периоды затишья заносил очередную просчитанную или решен­ную формулу. И даже ког­да тетрадка погибла от взрыва снаряда, Георгий Лукич продолжал свои при­кидки с расчетами и фор­мулами. Такова была фана­тичная преданность своему делу, своей полюбившейся необычной специальности — конструктора крупных машин.

Кавалером орденов Оте­чественной войны II степе­ни, Красной Звезды и мно­гих медалей возвращается в 1945 году на Уралмаш ка­питан-артиллерист, а в до­военном прошлом конст­руктор первой категории Георгий Лукич Химич. Но главное для него не рега­лии, а настоящий голод на конструкторскую работу.

Послевоенное восстановление народ­ного хозяйства страны на­стоятельно требовало мно­гие миллионы тонн прока­та разнообразного профиля и типоразмеров, а значит, совершенствования устарев­ших и создания новых про­катных   комплексов   и машин. Химич после возвра­щения на завод смело и решительно вмешался в уже готовый проект универ­сального стана для одно­го из восстанавливаемых предприятий страны и пред­ложил новые решения по механизации и, автоматиза­ции и повышению произво­дительности стана.

В 1946 году Г. Л. Химич во главе инициативной груп­пы одаренных конструкто­ров Г. Краузе, Н. Манкевича, Н. Еремеева, П. Антоно­ва, В. Халдина и других. В чрезвычайно сжатые сроки они создали первый совет­ский рельсобалочный стан «800» высокой производи­тельности, успешно введен­ный в эксплуатацию в 1949 году. Этот крупнейший в мире прокатный стан был впервые в нашей стране комплексно спроектирован и изготовлен советскими машиностроителями. На нем внедрен целый ряд новых конструкций машин, позво­ливший довести его произ­водительность до 1,2 млн. тонн проката в год против 750 тонн, прокатываемых аналогичными станами США и Западной Германии.

Для обеспечения этой высокой производительнос­ти и комплексной механи­зации процесса производ­ства на стане созданы но­вые конструкции, защищен­ные авторскими свидетель­ствами на изобретения.

Указанная работа получи­ла высокую оценку, а Г. Л. Химичу, как руководителю работы и непосредственно­му участнику, было присво­ено звание лауреата Госу­дарственной премии первой степени. Удостоились пре­мии и его сподвижники по конструкторскому труду.

Проведенные в дальней­шем исследования и анализ опыта эксплуатации перво­го рельсобалочного стана позволили создать еще два (для Индии и КНР), произ­водительность которых уве­личена в 1,5 раза при зна­чительном снижении веса оборудования.

Вес нового стана по срав­нению с рельсобалочным для НТМК снижен на 5000 тонн. Удельная производи­тельность нового стана, приходящаяся на одну тон­ну установленного оборудо­вания с учетом снижения веса, в два раза превосхо­дит удельную производи­тельность стана НТМК.

В 1950 году Георгий Лукич Химич назна­чается начальником конст­рукторского бюро прокат­ного оборудования, а че­рез пять лет главным кон­структором Уралмашзавода и получает более широкие возможности для раскры­тия своего конструкторско­го, научного и организатор­ского таланта. Период с начала 50-х до конца 70-х годов оказался особо пло­дотворным.

Создана серия крупней­ших в мире толстолистовых станов «2800», успешно ра­ботающих на многих за­водах Советского Союза и за рубежом. Они обеспечи­вают толстым листом мно­гие отрасли отечественной промышленности и, в част­ности, производство свар­ных труб больших диамет­ров для нефтегазопрово­дов. В процессе работы над созданием этих станов в результате обширных ис­следований и усовершенст­вований, проведенных под руководством Г. Л. Химича, создан целый ряд новых машин и механизмов, защи­щенных изобретениями.

Создана серия высоко­производительных блюмин­гов «1150», отлично зареко­мендовавших себя на мно­гих заводах в СССР и за границей. Некоторые из этих блюмингов работали с - производительностью свы­ше 5 млн. тонн в год.

Спроектированы, изготов­лены и успешно эксплуати­руются блюминги «1300» с комплексно автоматизиро­ванным управлением, которые по уровню производи­тельности и степени автома­тизации не имеют себе рав­ных в мировом прокатостроении. Их производи­тельность вдвое превышает производительность зару­бежных блюмингов.

При этом Г. Л. Химич внес решающий вклад в создание оригинальных, впер­вые разработанных машин и механизмов для блюмин­га (кольцевая схема слиткоподачи, кантователь с но­вой системой работы крю­чьев, автоматический клеймитель с дистанционной сменой клейм, машина ог­невой зачистки в потоке стана).

Были закончены опытно-экспериментальные работы и внедрена в промышлен­ность линия массовой тер­мообработки проката с про­катного нагрева, установ­ленная в потоке листово­го стана. Удачное заверше­ние этой работы позволи­ло сэкономить в народном хозяйстве десятки миллио­нов рублей.

Значительный вклад Г. Л. Химич внес в создание промышленных комплексов оборудования для терми­ческой обработки листово­го и сортового проката, имеющих большое народно­хозяйственное значение.

На базе опытно-конструкторских и на­учно-исследовательских ра­бот, проведенных под ру­ководством Г. Л. Химича, впервые в Советском Сою­зе создано оборудование для термической обработ­ки листового проката в ро­ликовых проходных зака­лочных агрегатах, которое успешно работает на заво­де «Амурсталь».

Для термической обра­ботки железнодорожных рельсов созданы крупные комплексы оборудован и я объемной закалки рельсов в масле для Нижнетагиль­ского и Кузнецкого метал­лургических комбинатов и оборудования для закалки головок рельсов токами вы­сокой частоты для завода «Азовсталь».

Эти работы, обеспечива­ющие получение в широких промышленных масштабах термически обработанных рельсов, стойкость которых выше в два раза по срав­нению с сырыми, вывели Советский Союз на веду­щее место в мире в облас­ти производства рельсов.

Большой творческий вклад Г. Л. Химич внес в создание крупного комп­лекса оборудования уни­версального балочного ста­на для Нижнетагильского меткомбината.

Этот стан построен в Со­ветском Союзе впервые и отличается высокой произ­водительностью, высокой степенью автоматизации и новизной конструктивных решений. Получаемые на стане экономичные профи-пи проката находят широ­кое применение в промыш­ленном и гражданском строительстве, различных отраслях машиностроения.

Следует особенно от­метить работу Г. Л. Химича по созданию уста­новок непрерывной разливки стали. Ему принадлежит ини­циатива в разработке пер­вого проекта радиальной слябовой отечественной ус­тановки, изготовлении опыт­ной установки на Уралмашзаводе, проведения целого ряда исследований в этой области, как на лаборатор­ных установках, так и в це­хах Уралмашзавода. Нако­нец, создания промышлен­ной радиальной установки для Ново-Тагильского мет­комбината. Эти работы оп­ределили новое направление в технике разливки стали на криволинейных МНЛЗ для металлургического комбина­та в Липецке и завода «Азовсталь» и принесли бо­льшой экономический эф­фект. За участие в этой ра­боте Георгий Лукич второй раз был удостоен Государ­ственной премии.

Кроме перечисленных преф­ектов, разработанных лично Г. Л. Химичем и под непос­редственным его руководст­вом, он принимал также творческое участие в созда­нии всего комплекса прокат­ного оборудования, выпускаемого Уралмашзаводом, в том числе высокоскоростных непрерывных и реверсивных станов холодной прокатки, трубопрокатных и колесопро­катных станов, а также вспомогательного оборудо­вания к этим станам.

По проектам Г. Л. Хими­ча и под его руководством создано более 60 различных прокатных станов и устано­вок. Они смонтированы и успешно работают почти на всех металлургических пред­приятиях нашей страны, в том числе на Магнитогор­ском, Нижнетагильском, Орско-Халиловском, Кузнец­ком комбинатах, Череповец­ком, Ждановском, Новоли­пецком, Руставском, Бакин­ском, Ашинском, Запорожском, Челябинском, Перво­уральском и многих других металлургических заводах, а также на заводах Индии, Польши, Чехословакии, Вен­грии, Болгарии, КНР, Фин­ляндии и других стран.

Разнообразное высокопро­изводительное прокатное оборудование, определившее в большей степени уровень прокатостроения в Советском Союзе, содержит в своих конструкциях идеи Г. Л. Хи­мича, отличающиеся ориги­нальностью и смелыми тех­ническими решениями.

Серьезное значение при­давал Г. Л. Хщлич проведе­нию научных исследований и совершенствованию мето­дов расчета металлургичес­кого оборудования.

Большой объем опытно-конструкторских работ и широкий круг иссле­дований по оптимизации теп­лового режима слитков, теп­лообмена в кристаллизаторе и зоне вторичного охлажде­ния, процесса деформации слитка - в зоне вторичного ох­лаждения в условиях высо­котемпературной ползучести послужили прочной теорети­ческой и практической осно­вой для создания машин не­прерывного литья для' круп­ных кислородно-конвертер­ных цехов.

В результате комплекса работ, проведенных под ру­ководством Г. Л. Химича, принципиально по-новому теоретически решена пробле­ма получения тонких полос с минимальной поперечной и продольной разнотолщинностью с учетом основных вли­яющих факторов, в том чис­ле: жесткости рабочей кле­ти, эксцентриситета рабочих и опорных валков, профиля поступающей горячекатаное полосы, температурного режима валков при прокатке, изменения механических свойств металла по длине полосы, натяжения при про­катке и пр.

Результаты этих разрабо­ток внедрены при создании ныне действующих станов холодной прокатки 1700, 1300, 1200 и используются для вновь проектируемых станов холодной прокатки.

Проведены перспективные исследования, направленные на поиск оптимальных тех­нико-экономических пара­метров технологического процесса и оборудования прокатных цехов. Результа­ты этих исследований уже сейчас позволили решить ряд важных проблем при проектировании непрерывных и реверсивных станов холод­ной прокатки.

Теоретически разработаны и реализованы при проекти­ровании алгоритмы автома­тических расчетов режимов прокатки непрерывных и ре­версивных станов холодной прокатки, блюмингов и впер­вые спроектированного в Союзе .широкополочного ста­на. Проведена большая ра­бота в области нахождения с помощью ЭВМ оптималь­ных режимов прокатки упо­мянутых станов,

В этих работах, наряду с использованием известных научных методов оптимиза­ции, нелинейного програм­мирования применены новые методы, специфичные для ре­шения конкретных задач.

Разработаны рабочие ме­тодики сбора и анализа ста­тистической информации о работе действующего прокат­ного оборудования с целью определения достигнутого уровня по показателям на­дежности, экономичности рентабельности, а также про­гнозирования этих показа­телей.

На личном счету Георгия Лукича око­ло 200 научных трудов, в том числе более 50 патентов и изобретений, несколько книг и около 100 статей в сборниках трудов и научных журналах.

Широкая и многогранная деятельность Г. Л. Химича в области прокатостроения  отмечена званием Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и зо­лотой звезды Героя. За огромный личный вклад и ученого в развитие отечественного металлургического машиностроения ученый совет Уральского политехнического института по представ­ленным научным трудам и  изобретениям присвоил ему  в 1962 году ученую степень  доктора технических наук.

 В «Большой Советской Энциклопедии» (1978 год)  Георгий Лукич Химич отмечен как известный конструктор и ученый в области металлургического машиностроения. Это неудивительно, так как еще в 1968 году  Академия наук СССР избра­ла его своим членом-корреспондентом, а почетного звания «Заслуженный изобретатель РСФСР» он удостоился еще раньше, в 1965 году.

 Конечно, вышеперечисленные успехи и достижения в Георгия Лукича Химича были бы невозможны без проявлений его яркого таланта, огромного личного труда, а  также напряженного труда  и творческих усилий коллек­тива конструкторов и исследователей, который он так  умело создавал, которым  руководил и воспитывал,  способствуя служебному и профессиональному росту  каждого.

На   протяжении многих  лет Георгий Лукич являлся  председателем Государственной экзаменационной комиссии Уральского политехнического института и немало способствовал притоку молодых специалистов в конструкторские   отделы и цехи  Уралмашзавода. В своей статье «Конструктор — скульптор научных идей», опубликованной в журнале «Наш  современник», он сетует на  «девальвацию» труда конструктора машин индивидуального производства, катастрофический процесс снижения  его авторитета. Он призывает на уровне Министерства высшего и среднего специального образования предусмотреть целевую подготовку инженеров-конструкторов ин­дивидуального производства для работы в нашей системе. «Это должны быть люди ши­рокого диапазона знаний, умеющие сочетать конструкторскую деятельность с на­учно-исследовательской. Еще на студенческой скамье у них должно быть воспитано вы­сокое чувство гордости и от­ветственности за свою про­фессию», — пишет он.

Рабочий день Георгия Лукича начинал­ся с утра и длился до позд­него вечера. Практически он жил на заводе, не являя собой пример кабинетного работника. Его часто можно было видеть у чертежных досок в конструкторских за­лах, где зачастую рожда­лись и воплощались в чер­тежи идеи машин и агрега­тов. Кроме обычных опера­тивок, он регулярно прово­дил научно-технические, со­веты по рассмотрению тех­но - рабочих проектов, изоб­ретений, рационализаторских предложений, результатов научно - исследовательских работ. Здесь в опорах с оп­понентами конструктор и исследователь имел возмож­ность всесторонне обсудить и выкристаллизовать идею создаваемых конструкций и способов обработки, обсу­дить результаты расчетов и методики, статьи и диссерта­ции.

Под руководством Георгия Лукича в отделе выросла целая плеяда талантливых конструкторов, работающих как на Уралмашзаводе, так и на других предприятиях. Среди них главные конструк­торы, ведущие специалисты. Из стен конструкторского отдела выросли и успешно защитились около двух де­сятков кандидатов и пять докторов технических наук.

Последнее десятилетие ра­боты на Уралмашзаводе Г. Л. Химич с сотрудниками активно занимался новыми идеями для решения широ­кого круга научно-техничес­ких задач по созданию не­прерывных технологических процессов: совмещения не­прерывной разливки с про­каткой; создания непрерыв­ного агрегата, объединяю­щего прокатку с процессом бескислотной очистки сталь­ных полос от окалины: про­блемами создания стана для прокатки колец большого диаметра; комплексом обо­рудования для закалки рель­сов токами высокой частоты с дальнейшим охлаждением водовоздушной сме­сью.

В 1979 году Георгий Лу­кич Химич перешел работать в институт металлургии УНЦ АН СССР и возглавил отдел комплексных проблем маши­ностроения. При этом он про­должал активно сотрудни­чать с нами в эксперимен­тальных исследованиях воз­можности использования магнитострикционных мате­риалов в нажимных устрой­ствах прокатных станов, а также в создании предохра­нительных бесконтактных муфт для нажимных меха­низмов, созданных на осно­ве сильных магнитов.

Георгий Лукич Химич прошел с Уралмашзаводом достойный 50-летний путь своей жизни творца машин, организатора и ученого. Этот путь не был сплошным три­умфом, он зачастую изоби­ловал изнурительными поис­ками и мучительными сом­нениями, борьбой со скепти­ками и консерваторами. Без этого не бывает больших дел, которые удались Геор­гию Лукичу. Он много сде­лал для Уралмаша. К его словам и высказанным мыс­лям всегда прислушивались с огромным вниманием. Ему предоставлялись такие высо­кие трибуны, как горсовет, Верховный Совет РСФСР, куда он неоднократно изби­рался депутатом, пленумы горкома и обкома КПСС, членом которых он был.

Георгий Лукич исполнял ответственные и почетные обязанности члена комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий. Он делом и словам отстаи­вал престиж уралмашевских машин в министерствах, на металлургических предприя­тиях, институтах и всевоз­можных советах и инстан­циях. Его призывы не раз обращались к миллионам читателей со страниц многих газет и журналов: «Правда», «Известия», «Труд», «Эконо­мическая газета», «Наш сов­ременник», «За тяжелое ма­шиностроение»...

На Уралмаше Георгий Лу­кич оставил о себе добрую память.

 Орлов, Б. Достойный путь главного конструктора, творца машин и ученого / Б. Орлов, Е. Зиновьев // Ритм.-1998.- 4 ноября.- С. 2-3

«Свершения жизни Георгия Химича»

На Уралмашинострой, в конструкторский отдел, Георгий Химич, украинский паренек, попал, когда этот самый «конструкторский отдел» был просто избушкой на лесной вырубке. ...Где-то происходила настоящая жизнь, конечно же, не в Глуховском уезде. В Сибири - да, Сибирь - другое дело. Там рождались гиганты индустрии, кипела и бурлила новая жизнь. Хотел в Кузнецк, но до Кузнецка денег не хватило. Купили с приятелем билеты до безвестной сибирской станции. Поезд тащился бесконечно долго. А на станции Свердловск и вообще встал, как навсегда. Вагон опустел.

- Как бы нам Сибирь не проехать, - забеспокоился приятель. - Почему-то все вышли

- Скажешь... Сибирь как раз тут и начинается. Может, сой­дем, посмотрим город?..

Пошли по городу, тут как раз первомайская демонстра­ция, смешались с шумными ко­лоннами. На следующий день - в клуб на танцы... - ехать даль­ше в Сибирь было не на что. Ра­зыскали биржу, пришли устра­иваться на работу.

- Что умеешь делать? - ре­гистратор недоверчиво оглядел худощавого паренька в помя­том костюме.

-Слесарить могу...

- Слесари пока не нужны.

- А чертежники? Я чертить умею.

- Тогда топай на Машинострой, там как раз чертежники требуются.

 В отделе найма попросил:

- Меня куда поинтереснее. - А это куда, значит?

-В конструкторы...

- Слышь, парень, - засме­ялся кадровик, - давай уж мы тебя сразу главным инженером определим.

Приняли копировщиком. Собственно говоря, он уже умел держать в руках рейсфедер. На украинском сахарном заводике занимался паспортизацией, снимал чертежи с машин, со­ставлял техническое описание. Сначала перевели в чертежники, затем в чертежники-конст­рукторы. Первая вагранка в чу­гунолитейном цехе установлена по его чертежам. Но чтобы стать настоящим конструктором, надо было учиться. И вот какое счастливое совпадение: заводу позарез были нужны инженеры. Сначала его послали на курсы по подготовке во втуз, затем в Уральский индустриальный ин­ститут на отделение обработки металлов давлением. Завод достраивался - Георгий учился. Впрочем, далеко от Уралмаша не отдалялся. Раз, а то и два в неделю студенты строились и с песней маршировали на суб­ботник. Корчевали пни, отвое­вывая у леса новые участки зем­ли, копали котлованы, убирали строительный хлам.

Но вот наконец Георгий за­щитил диплом и стал настоя­щим конструктором. В1937г. он вернулся на завод в бюро про­катного оборудования.

Первая конструкторская задача - рабочая клеть для ре­конструируемого чусовского прокатного стана. Это в поряд­ке вещей, когда новое техничес­кое изделие совершеннее пре­дыдущего. Технический про­гресс означал увеличение мощ­ностей, каждая последующая машина мощнее, производи­тельней предыдущей. В этом случае задача усложнялась тем, что новую клеть надо было по­местить в старый цех, на старый фундамент. Подобные пробле­мы приходилось решать в воен­ные годы, когда сотни предпри­ятий эвакуировались в срочном порядке, и в послевоенные, ког­да они модернизировались по последнему веянию конструк­торской мысли. Опыт Георгия Лукича многим помог.

В 1939 г. Георгий Лукич - конструктор первой категории и уже награжден значком «Передовой конструктор советского машиностроения», он участву­ет во всех важнейших заказах.

Сначала машина рождает­ся в воображении конструкто­ра, потом в чертежах... Было однажды, глянули в цехе на черте­жи подшипников жидкостного скольжения и ахнули: придумать-то можно все что угодно, но это не означает, что любую фантазию можно осуществить в металле. Допуски не более 0,25 микрона. Между тем в поясни­тельной записке Георгий Лукич особо указал: собирать в изоли­рованном помещении, сборщи­ки непременно в халатах. И многое такое прочее, о чем в цехах Уралмаша даже и не по­мышляли. Сделав эти важные указания, он укатил в команди­ровку. А приехав, увидел такую картину: рабочие стоят у груды деталей в полном недоумении: не лезет деталь в деталь.

Давай сам перемерять. Оказалось, одна железяка на целый миллиметр больше за­данного размера. Потом, рас­сказывая об этом эпизоде сво­ей биографии, Георгий Лукич не скрывал улыбки: целый милли­метр! Проектировалось новое поколение машин, многотон­ные махины требовали ювелир­ной точности обработки.

Был конец смены, рабочие расходились по домам, Георгий Лукич попросил задержаться одного токаря, тот снял лишний миллиметр. Опять взялись за сборку. Его особых указание тоже не выполнили. А ведь npи сборке трения подшипнике важно, чтобы не попала пыль. Мельчайшая абразивная части­ца может наделать царапин.

Утром 1 мая 1941 г. закончили сборку. Народ уже возвращался с демонстрации.

В первый же день войны  Химич записался добровольцем. Его определили пиротехником полевого склада. Смысл его во­енной работы был прост и ясен: доставлять боеприпасы. Всегда, как самую дорогую реликвию, носил при себе тетрадку с фор­мулами и чертежами изобрете­ний. Одно из них он применил прямо на фронте, усовершен­ствовав пушку. Однажды - поезд на всех парах катил к Вязьме - он спал с друзьями, раскинувшись на полу вагона, и тут - два «мес­сера»... От поезда мало что оста­лось. Вагон, в котором они ехали, еще не так пострадал, как осталь­ные: снесло крышу и переднюю стенку. Придя в себя, нащупал тетрадь. Цела, Бог миловал.

Он получал письма от друзей с завода, в его воображении жили уже осуществленные в металле его машины и те, что предстояло в металл еще воплотить. Однаж­ды на Калининском фронте его вызвали к командиру.

- Так это ты конструктор Хи­мич? Тут, глянь, бумага на тебя пришла, премия за какой-то под­шипник.

- А я до конца и не был уве­рен. Ну, раз премия, значит, под­шипники работают.

А в августе 1945 г. инженер-капитан Химич по ходатайству наркома танковой промышлен­ности В.А.Малышева в списке других специалистов был досроч­но демобилизован из армии. В октябре вернулся на завод.

Обнял друзей. Услышал обо­дряющее: наверстывай, мол, упу­щенное. Дел невпроворот. Вос­станавливалось разрушенное войной хозяйство. Мало какое металлургическое предприятие не нуждалось в переоснастке. За четыре с лишним года конструк­торы продвинулись, авторитета им не занимать. Сдавался проект крупного прокатного стана, авто­ром был его земляк, с которым они приехали на Уралмаш.

- Глянешь? - спросил он снис­ходительно. Георгий Лукич по­смотрел проект и сказал:

- Такие проекты были, в нем нет ничего нового.

- Мой проект не хуже твоего.

- Прошло время - и твой про­ект должен быть лучше моего.

На следующий день был тех­нический совет. Георгий Лукич не обладал особым красноречием, но когда разговор шел об интересах дела, он был непримиримым и доказательным. Тот проект был переделан, но самое главное вскоре после этого события Химичу самому предложили сконст руировать нечто такое, чего еще не было в СССР. Это мощный рельсобалочный стан для Нижнего Тагила.

Прежде всего, следовало ос мыслить, что уже есть, что создано. Георгий Лукич со старшим инженером по электрическому оборудованию Николаем Вениаминовичем Еремеевым поехали Кузнецк, где работал немецкий стан, ознакомились с ним. Затем махнули в Жданов (Мариуполь) здесь тщательно изучили coвременный американский стан. Это не означало, что Химич peшил лишь скопировать последние достижения зарубежных конструкторов - он искал слабые места конструкции, чтобы в своей не повторить их.

Вместе с Георгием Лукичом  над этим проектом работали тот же Еремеев, главный технолог В.А.Попов, инженеры А.В.Архипов, П.Ф.Василевский, Н.К.Манкевич, Б.Г.Павлов, конструктор Г. Н. Краузе, старший мастер Ф. А. Дышкант. Многие из этих людей были его друзьями по жизни.  Химич и Краузе хорошо дополняли друг друга. Георгий Лукич больше доверял математическим расчетам - Геннадий Николаевич  полагался на интуицию. Бывало он скажет: можешь не считать будет такой-то результат. Однако Химич все равно углубляется расчеты. И всегда получалось, предрекал Краузе.

Над чертежами трудились больше десятка конструктор Чертежи обращались в кальки, кальки в синьки…горы калек и горы синек. Эти бумажные Эвере­сту кочевали на стол главного инженера проекта Химича. И вот наконец, составлен технический проект. Уже готова солидная часть рабочих чертежей, хотя по­лагается приступать к рабочим чертежам после утверждения технического проекта. Проект прошел на техническом совете завода, затем Химич повез его в Москву, там он медленно, по-черепашьи, пополз по инстанциям: заключение Гипромеза, Минчермета, техсовет Министерства. Миновал месяц, прежде чем про­ект достиг последней инстанции  - приказа Министерства, теперь можно приступать к делу, вопло­тить задуманное в металл. Директор завода в своем приказе  объявляет «рельсобалку» первоочередной задачей коллектива. Как бывало в то время, комсомол   берет шефство над станом, организуется соревнование... Энтузи­азм был подлинный, как бы даже  некоторое опьянение от масштаба событий, делался стан-богатырь, крупнее которого не было в Европе и в Америке.

На строительство цеха-гиганта Уралмаш прислал лучших монтажников, для строительства |- требовались тысячи рабочих. Возглавляли монтаж «рельсобалки» начальник монтажного управления треста «Союзпрокатмонтаж»  В. И. Халдин и главный инженер Г. В. Алексеевский, оба - быв­шие уралмашевцы. Химич и Еремеев, зам. главного конструктора Б. Г. Павлов месяцами живут в Ta­гиле. Все интересы и помыслы  сомкнулись на «рельсобалке».

     Испытания, сдача комиссии  редко когда обходятся без казусов. Тут же главным камнем преткновения было отрегулировать  автоматику. Автоматика к пятидесятым годам была в зачаточном   состоянии. Существовали нехитрые схемы, состоящие в основ­ном из электромагнитных релюшек. Тензодатчики, фотодатчики  и т.д., умные электронные систе­мы появились позже. Hо в то время и в автоматике уралмашевцы делали прорыв. Если сравнивать стан с аналогичным крупнейшим  американским, то у уралмашевского все преимущества: он требовал на 75 рабочих меньше. Металлурги поначалу не очень-то   верили в автоматику. Когда в апреле 1949 г. торжественно пускали стан, Химич вдруг увидел рядом с механическим кантователем рельсов работяг с ломами.

-Уберите людей с ломами! закричал он. И уже тише добавил:

 -Технике доверять надо.      

Насколько можно доверять  технике - вопрос философский.

Техника может подвести в самый  неподходящий момент. Ну вот,   как будто автоматика отлажена,   правительственная комиссия   принимает стан. Момент куда уж  ответственней! И представьте, на   испытании поточной отделочной   линии рельсы, рванув вперед,   вдруг замерли в нерешительности. Правительственная комиссия недоумевает, конструкторы  растеряны. Не растерялся только Борис Гаврилович Павлов.  Объездивший заграницы, всегда  со вкусом одетый, а в этот торжественный день - особенно: в тщательно отутюженном бостоновом костюме, в немыслимо белой ру­башке... он подошел к рельсам и  сказал:

 - Все предусмотрено. Это делается так, - он взялся за рельс  и принялся его толкать - и надо же  - рельс поехал. Думаю, что неко­торые члены правительственной  комиссии так и остались в уверенности, что такой вот толкач  предусмотрен по технологии.

  И все же настоящие испытания начинаются в работе. Летом  стан работал без каких бы то ни было нареканий. Но после январских морозов пришла тревожная  весть из Нижнего Тагила: с подшипниками беда. Эти подшипники преследовали Химича. Он приехал разбираться. Изготовлены  точно, допуски соблюдены, к  тому же до морозов подшипники работали нормально. Суть этих  подшипников в том, чтобы создать между трущимися поверх­ностями строго определенной толщины масляный слой. Случай­но Георгий Лукич глянул на валяв­шуюся отслужившую свой век втулку. На трущейся поверхности он увидел поясок. Откуда он? По­чему появился? От сжатия, види­мо, подсказал цеховой инженер. Конструктор поспешил к машине, пощупал рукой наружную часть подшипников - обожгла холодом. Немудрено, на улице тридцатиг­радусный мороз, в цехе ненамно­го теплее. Георгий Лукич расхохо­тался:

- Сжатие от мороза... А ведь так просто! Греть надо подшип­ники!

Слава о рельсобалочном стане-800 распространялась по миру. Рекламы не требовалось, преимущества были налицо. Сна­чала поставили аналогичный стан в Китай, затем в Индию.

Конструкторская мысль на Уралмаше процветала. Остроум­ные и изящные конструкторские решения, воплощённые в металл, не раз удивляли мир. Георгий Лу­кич прославил своими конструк­торскими разработками завод, страну. Ему воздавалось долж­ное: Сталинская премия первой степени (вместе с его товарища­ми: Еремеевым, Краузе, Дышкантом... всего 19 человек), ему, как принято было тогда говорить, оказали доверие, послав в депутаты Верховного Совета РСФСР.

Было бы большим упущением со стороны идеологов партии,  если бы они не использовали авторитет Георгия Лукича в своих целях. Хотел он того или нет,  он уже стал советским символом - (или по-современному - брен - дом). Про него много писали в газетах, его состоявшаяся судьба доказывала: у нас это возможно - вдохновенный творческий  труд и слава по труду. Конечно,  конструкторы не зарабатывали  больших денег, как их зарубежные коллеги, но они были на виду,  с ними напрямую общались высшие государственные чины. Всем было очевидно: они - двигатели прогресса.

 В 1953 г начались волнения  в ГДР. Восточные немцы замечали, что их бывшие сограждане кушают слаще.  Естественно, возникали сомнения: так ли уж светлы перспективы социалистического пути, как их рисует газета «Нойес Дойчланд»? Не придумывает ли?  Начались забастовки. Был, конечно, неопровержимый аргумент в пользу социализма: наши  танки - лучшие в мире танки. Сила, понятно, всегда права. А вот Химич был непридуманным  аргументом. В составе агитгруппы партия направляет его в ГДР, он посещает заводы и фабрики, выступает перед рабочими и инженерами. Озадаченные немцы видели перед собой не фyнционера - агитатора, а подлинного, состоявшегося, счастливого человека. Более действенной пропаганды за социализм трудно  придумать.

 Наши орденоносные конструкторы были обязаны участвовать в идеологической работе.  Многие, наверное, помнят так называемый почин Нисковских.  Но парадокс в том, что о своем  почине Виталий Максимович  Нисковских сам узнал не в первую очередь. В парткоме уже все было за него придумано и продумано.

- Вот, Виталий Максимович,  ознакомьтесь - это ваш почин.

 – Но позвольте, при чем тут я ?  Я ведь об этом ни сном, ни духом !....

- Вот почитайте - «Правда уже написала!

 Деваться некуда - машина пропаганды запущена. К Виталию Максимовичу приходили сотни писем, товарищи просили поделиться опытом, как писать  творческие планы, как их потом реализовывать. На первое письмо   знаменитый конструктор, скрепя сердце (или скрипя сердцем) ответил, а потом махнул на это дело рукой; - или обслуживать свой почин, или оставаться конструктором.

Творческое состояние пла­нировать затруднительно. Это от Бога. Но что было правильно в то безвозвратно ушедшее время, так это то, что техническое твор­чество всячески поощрялось го­сударством. Быть Творцом было престижно. А теперь... чуть при­открылся железный занавес - и «мозги» потекли за бугор. Сейчас там престижнее быть творцом.

Георгий Лукич Химич оставил после себя конструкторскую шко­лу, способную успешно конкури­ровать с Западом. Он был мечта­телем, состоялось далеко не все из того, что он вынашивал в сво­их замыслах. Рисовались иные хитроумные, изящные технологи­ческие линии, объединяющие в себе разбросанное по разным переделам металлургическое производство. Мысль его далеко опережала технические возмож­ности своего времени. Твори он сегодня, при нынешней элект­ронике, при современных воз­можностях обработки металла, многое сумел бы осуществить. Но остались ученики, достойно продолжавшие его дело.

Сегодня после всех передряг предстоит вновь собирать и взращивать рассеявшийся творческий потенциал. И этот процесс уже происходит. На го­сударство уже никто не рассчи­тывает, чтобы быть конкурен­тоспособными на рынке буровых установок; компания Объе­диненные машиностроитель­ные заводы покупает проектную фирму в Соединенных Штатах. Мозги утекают, притекают... ес­тественный процесс. Мир - со­общающиеся сосуды, если эко­номика по-настоящему рыноч­ная, без железного занавеса. Там, где создадим им условия, туда и притекут.

 Свершения жизни Георгия Химича // Ритм.-2003.- 15-21 августа.- С.4

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта