Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Татарченко Н. К.

Татарченко Николай Константинович


 Ковалева, И. «История завода в кадрах»

10 сентября в фойе музея Истории Уралмашзавода собрались только друзья - ветераны завода, школьники и просто знатоки, и ценители истории завода. Поводом для этой встречи стало открытие выставки фотографий Николая Татарченко «Это было недавно, это было давно...», приуроченной к 75-летнему юбилею завода.

Николай Татарченко приехал в Свердловск в конце 20-х гг. прошлого века. Учившийся когда-то у известных портретистов, молодой фотограф стал работать в «Политпросвете», «УралРОСТе», «Уральском рабочем». А с началом строительства маши­ностроительного гиганта основным местом работы для фотографа стала стройплощадка. Именно под при­целом объектива Николая Татарченко была срублена первая сосна на строи­тельстве завода.

В 1930 г. Николай Константинович становится заведующим фотолабораторией Уралмашзавода. В тоже время Александр Банников устанав­ливает ему оклад в 500 р. - довольно большую по тем временам сумму. На эти деньги можно было не только обеспечить всю семью, но и купить редкие в те времена на Урале фото­материалы.

С того времени и до 1942 г., когда туберкулез унес его жизнь, Николай Татарченко стремился запечатлеть каждый момент развития и изменения завода и района. В архивном фонде музея сегодня хранится более 2000 его фотографий и фотонегативов.

- Из них мы отобрали 26, - рас­сказывает старший научный сотруд­ник музея Серафима Боченина. – Все они повествуют о строительстве Уралмашзавода и района.

Тут и панорама чугунолитейно­го цеха в 1931 г., и запряженные в телеги лошади, пробирающиеся по глине мимо инструментального цеха, и сваи недавно заложенной гостиницы «Мадрид», и строительство первых каменных домов на ул. Ильича.

- Грязи-то сколько! Ой, не дай бог такую жизнь! - комментировали гости, с интересом рассматривая экспонаты.

Есть, конечно, у Татарченко и другие фотографии, рассказывающие об уже достигнутых результатах. На­пример, о благоустроенном к 1933 г. сквере за проходной и не так давно открытой школе №22.

- Придя сегодня на эту выставку, я сразу заметил, что у автора есть хватка, глаз, четкая компоновка, - рас­сказал профессиональный фотограф Николай Боченин. - И самое главное в его фотографиях - документаль­ность.

Действительно, несмотря на то, что на черно-белых фотографиях нет лоска и художественности, самая большая их ценность в том, что это своеобразная фотолетопись.

- Несмотря на то, что на Уралмашзаводе я проработала 37 лет и знаю все цеха, для меня эта выставка открыла и предприятие, и район с абсолютно новой стороны, - поде­лилась впечатлениями Валентина Жук. - Это очень интересно - свои­ми глазами посмотреть, как шаг за шагом строился Уралмаш и рабочий поселок.

Посетить выставку в музее можно в любой день до конца этого года.

 Ирина КОВАЛЕВА.

  Ковалева, И. История завода в кадрах / И. Ковалева // За тяжелое машиностроние.-2008.-9-29 сентября.- С.8

 

Бирюков, Е. «Члены партии фотографируются бесплатно»

 

В 1926 году журнал «Советское фото» подвел итоги своего первого фотоконкурса под девизом «За работой» Среди 127 его участников первым призом был отмечен Николай Татарченко. фотограф свердловской областной газеты «Уральский рабочий».

Николаю выслали премию — 40 рублей. На эти деньги тогда можно было купить очень хоро­ший костюм. И Татарченко стал щеголять в... форме английско­го авиатора. Авиаторам тогда подражали многие, но у Нико­лая был свой довод. В граждан­скую войну он занимался аэро­фотосъемкой. Служил и у бе­лых, и у красных (потом он не будет скрывать это в своих ан­кетах). Обе армии пробовали завести эту службу, и Татарчен­ко не мог в них не попасть, поскольку фотография увлекала его давно: он учился в «Гер­манской художественной фото­графии» И.Роны, работал у   «Братьев Козловых».

С начала 20-х гг. бывший  красноармеец Татарченко на­чинает работать фотографом-портретистом при губернском Наркомпросе. Здесь он органи­зует фотосекцию для агитации за молодую советскую власть, причем «члены партии фото­графируются бесплатно».

В те голы без участия в агита­ционной работе нельзя было сту­пить и шагу.  Плакатно - фотографический отдел УралРОСТа по­мещался в бывшем фотомагази­не Метенкова, и его окна исполь­зовались для выставочных стен­дов. Особенно привлекали народ выпуски «Галереи саботажни­ков» — сатирические карикату­ры и фотоснимки. Подобные «окна» выставлялись у вокзала, оперного театра, на Торговой площади. Основным автором их был Татарченко.

Но Николай делал и офици­альные снимки. Был такой слу­чай. В октябре 1920 г. в кино­театре «Красный Урал» (ныне «Октябрь») шел судебный про­цесс над руководителями кур­сов фототехников главного уп­равления военно-учебных заве­дений. Эвакуированные в Ека­теринбург, эти курсы не выпус­тили ни одного специалиста, а вот нарушений дисциплины, растрат, афер у них набиралось достаточно. Открытое судебное заседание привлекло многих. Татарченко не мог пропустить такого события, он снимал дей­ствие с балкона фотокамерой 13x18 со штатива и, естествен­но, с магнием. Идет процесс. Громкий хлопок вспышки и дым для тихого зала оказались столь неожиданными, что пуб­лика с криком «бомба!» кину­лась к выходу. Вот такой казус. Но снимок получился!

В ноябре 1920 г. в Доме Ок­тябрьской революции (ныне театр музыкальной комедии) публика с интересом знакоми­лась с выставкой печати «К третьей годовщине Октября». Среди газет и журналов в гла­за бросались стенды «Фотохро­ники УралРОСТа». К сожале­нию, фотографы там по именам не назывались. Но заметим, что в то время авторы снимков не обозначались даже на страни­цах прессы. Татарченко в сере­дине 20-х годов выступал основ­ным фотокорреспондентом «Уральского рабочего», часто печатался в иллюстрированном приложении «Товарищ Терен­тий», и его фамилия была «сек­ретом». Скажем, в том же при­ложении № 16 за 1925 г. поме­щен очерк «У мраморских кус­тарей». Текст подписал извест­ным писателем Павлом Бажо­вым, а снимки... анонимные. Можно сказать, фотографа не считали за человека. Между тем один из этих самых сним­ков «Дед и внук» как раз через год и был признан самым луч­шим в «Советском фото». И именно благодаря журналу имя Н. Татарченко узнал Совет­ский Союз. Этот журнал в даль­нейшем печатал жанровые фо­тографии своего «крестника» — «Рабкор за заметкой», «В литей­ном цехе», «Гранильщик»... Одним словом, картинки с Ура­ла.

Он очень любил снимать род­ной край — виды Свердловска и Урала сериями выпускались в виде типографских открыток. Вольно или невольно Татарчен­ко продолжил традицию, нача­тую известным мастером ураль­ской фотодокументалистики В.Метенковым. Не потому ли его пригласили в фотолетопис­цы только еще рождавшегося Уралмаша? Директор строи­тельства Банников назначил Татарченко заведующим фото­лабораторией и дал ему оклад 550 рублей, тогда как сам по­лучал 500. Вероятно, директор таким окладом компенсировал стоимость фотоматериалов, до­стать которые - в те времена было трудно. Банников знал всему цену. Когда в 1929 г. «на верхах» обсуждался вопрос, «не прекратить ли начатое дело», многое решили фотографии Татарченко — они стали аргу­ментами для продолжения строительства УЗТМ.

Живой летописец Уралмаша прекрасно понимал свою ответ­ственность перед историей. Он был там, где было нужно. За­лезал на самые высокие баш­ни, устанавливал свою громоз­дкую аппаратуру и снимал, снимал... Лето ли было или зима. Часто продувало, скорее потому и стал побаливать. При­знали туберкулез, отправили на курорт Курьи, однако и туда он ездил опять же с фотоаппа­ратом. До сих пор хранятся его открытки с видами живопис­ных окрестностей этой уральс­кой здравницы.

Но главное — Уралмаш: люди, работа, митинги, инос­транные делегации... Началась Великая Отечественная война, снова митинги. Эти снимки Татарченко сегодня в заводском музее открывают раздел «УЗТМ в дни войны». Там же в основ­ном из его работ составлены стенды о начале строительства и первых пятилетках «отца за­водов» Оставленные Николаем Константиновичем около 6000 хрупких стеклянных негативов стали ценными историческими документами и бережно хра­нятся.

К сожалению, в голодное и холодное время туберкулез под­косил признанного мастера фотографии, он умер в 1942 году. О таких людях грех забы­вать, но рассказать о нем в га­зете заставила еще и дата: в этом году Николаю Константи­новичу Татарченко исполни­лось бы ровно 100 лет.

Е. Бирюков

 Бирюков, Е. Члены партии фотографируются бесплатно / Е. Бирюков // Уральский рабочий.-1994.- 26 авг.- С.8


Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта