Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга Библиотека им. М.Горького Екатеринбург, ул. Ильича, 20 тел.: (343) 338-38-97 E-mail: bibl28@ekmob.org
|
|
|
Татарченко Н. К.Татарченко Николай Константинович Ковалева, И. «История завода в кадрах» 10 сентября в фойе музея Истории Уралмашзавода собрались только друзья - ветераны завода, школьники и просто знатоки, и ценители истории завода. Поводом для этой встречи стало открытие выставки фотографий Николая Татарченко «Это было недавно, это было давно...», приуроченной к 75-летнему юбилею завода. Николай Татарченко приехал в Свердловск в конце 20-х гг. прошлого века. Учившийся когда-то у известных портретистов, молодой фотограф стал работать в «Политпросвете», «УралРОСТе», «Уральском рабочем». А с началом строительства машиностроительного гиганта основным местом работы для фотографа стала стройплощадка. Именно под прицелом объектива Николая Татарченко была срублена первая сосна на строительстве завода. В 1930 г. Николай Константинович становится заведующим фотолабораторией Уралмашзавода. В тоже время Александр Банников устанавливает ему оклад в 500 р. - довольно большую по тем временам сумму. На эти деньги можно было не только обеспечить всю семью, но и купить редкие в те времена на Урале фотоматериалы. С того времени и до 1942 г., когда туберкулез унес его жизнь, Николай Татарченко стремился запечатлеть каждый момент развития и изменения завода и района. В архивном фонде музея сегодня хранится более 2000 его фотографий и фотонегативов. - Из них мы отобрали 26, - рассказывает старший научный сотрудник музея Серафима Боченина. – Все они повествуют о строительстве Уралмашзавода и района. Тут и панорама чугунолитейного цеха в 1931 г., и запряженные в телеги лошади, пробирающиеся по глине мимо инструментального цеха, и сваи недавно заложенной гостиницы «Мадрид», и строительство первых каменных домов на ул. Ильича. - Грязи-то сколько! Ой, не дай бог такую жизнь! - комментировали гости, с интересом рассматривая экспонаты. Есть, конечно, у Татарченко и другие фотографии, рассказывающие об уже достигнутых результатах. Например, о благоустроенном к 1933 г. сквере за проходной и не так давно открытой школе №22. - Придя сегодня на эту выставку, я сразу заметил, что у автора есть хватка, глаз, четкая компоновка, - рассказал профессиональный фотограф Николай Боченин. - И самое главное в его фотографиях - документальность. Действительно, несмотря на то, что на черно-белых фотографиях нет лоска и художественности, самая большая их ценность в том, что это своеобразная фотолетопись. - Несмотря на то, что на Уралмашзаводе я проработала 37 лет и знаю все цеха, для меня эта выставка открыла и предприятие, и район с абсолютно новой стороны, - поделилась впечатлениями Валентина Жук. - Это очень интересно - своими глазами посмотреть, как шаг за шагом строился Уралмаш и рабочий поселок. Посетить выставку в музее можно в любой день до конца этого года. Ирина КОВАЛЕВА. Ковалева, И. История завода в кадрах / И. Ковалева // За тяжелое машиностроние.-2008.-9-29 сентября.- С.8
Бирюков, Е. «Члены партии фотографируются бесплатно»
В 1926 году журнал «Советское фото» подвел итоги своего первого фотоконкурса под девизом «За работой» Среди 127 его участников первым призом был отмечен Николай Татарченко. фотограф свердловской областной газеты «Уральский рабочий». Николаю выслали премию — 40 рублей. На эти деньги тогда можно было купить очень хороший костюм. И Татарченко стал щеголять в... форме английского авиатора. Авиаторам тогда подражали многие, но у Николая был свой довод. В гражданскую войну он занимался аэрофотосъемкой. Служил и у белых, и у красных (потом он не будет скрывать это в своих анкетах). Обе армии пробовали завести эту службу, и Татарченко не мог в них не попасть, поскольку фотография увлекала его давно: он учился в «Германской художественной фотографии» И.Роны, работал у «Братьев Козловых». С начала 20-х гг. бывший красноармеец Татарченко начинает работать фотографом-портретистом при губернском Наркомпросе. Здесь он организует фотосекцию для агитации за молодую советскую власть, причем «члены партии фотографируются бесплатно». В те голы без участия в агитационной работе нельзя было ступить и шагу. Плакатно - фотографический отдел УралРОСТа помещался в бывшем фотомагазине Метенкова, и его окна использовались для выставочных стендов. Особенно привлекали народ выпуски «Галереи саботажников» — сатирические карикатуры и фотоснимки. Подобные «окна» выставлялись у вокзала, оперного театра, на Торговой площади. Основным автором их был Татарченко. Но Николай делал и официальные снимки. Был такой случай. В октябре 1920 г. в кинотеатре «Красный Урал» (ныне «Октябрь») шел судебный процесс над руководителями курсов фототехников главного управления военно-учебных заведений. Эвакуированные в Екатеринбург, эти курсы не выпустили ни одного специалиста, а вот нарушений дисциплины, растрат, афер у них набиралось достаточно. Открытое судебное заседание привлекло многих. Татарченко не мог пропустить такого события, он снимал действие с балкона фотокамерой 13x18 со штатива и, естественно, с магнием. Идет процесс. Громкий хлопок вспышки и дым для тихого зала оказались столь неожиданными, что публика с криком «бомба!» кинулась к выходу. Вот такой казус. Но снимок получился! В ноябре 1920 г. в Доме Октябрьской революции (ныне театр музыкальной комедии) публика с интересом знакомилась с выставкой печати «К третьей годовщине Октября». Среди газет и журналов в глаза бросались стенды «Фотохроники УралРОСТа». К сожалению, фотографы там по именам не назывались. Но заметим, что в то время авторы снимков не обозначались даже на страницах прессы. Татарченко в середине 20-х годов выступал основным фотокорреспондентом «Уральского рабочего», часто печатался в иллюстрированном приложении «Товарищ Терентий», и его фамилия была «секретом». Скажем, в том же приложении № 16 за 1925 г. помещен очерк «У мраморских кустарей». Текст подписал известным писателем Павлом Бажовым, а снимки... анонимные. Можно сказать, фотографа не считали за человека. Между тем один из этих самых снимков «Дед и внук» как раз через год и был признан самым лучшим в «Советском фото». И именно благодаря журналу имя Н. Татарченко узнал Советский Союз. Этот журнал в дальнейшем печатал жанровые фотографии своего «крестника» — «Рабкор за заметкой», «В литейном цехе», «Гранильщик»... Одним словом, картинки с Урала. Он очень любил снимать родной край — виды Свердловска и Урала сериями выпускались в виде типографских открыток. Вольно или невольно Татарченко продолжил традицию, начатую известным мастером уральской фотодокументалистики В.Метенковым. Не потому ли его пригласили в фотолетописцы только еще рождавшегося Уралмаша? Директор строительства Банников назначил Татарченко заведующим фотолабораторией и дал ему оклад 550 рублей, тогда как сам получал 500. Вероятно, директор таким окладом компенсировал стоимость фотоматериалов, достать которые - в те времена было трудно. Банников знал всему цену. Когда в 1929 г. «на верхах» обсуждался вопрос, «не прекратить ли начатое дело», многое решили фотографии Татарченко — они стали аргументами для продолжения строительства УЗТМ. Живой летописец Уралмаша прекрасно понимал свою ответственность перед историей. Он был там, где было нужно. Залезал на самые высокие башни, устанавливал свою громоздкую аппаратуру и снимал, снимал... Лето ли было или зима. Часто продувало, скорее потому и стал побаливать. Признали туберкулез, отправили на курорт Курьи, однако и туда он ездил опять же с фотоаппаратом. До сих пор хранятся его открытки с видами живописных окрестностей этой уральской здравницы. Но главное — Уралмаш: люди, работа, митинги, иностранные делегации... Началась Великая Отечественная война, снова митинги. Эти снимки Татарченко сегодня в заводском музее открывают раздел «УЗТМ в дни войны». Там же в основном из его работ составлены стенды о начале строительства и первых пятилетках «отца заводов» Оставленные Николаем Константиновичем около 6000 хрупких стеклянных негативов стали ценными историческими документами и бережно хранятся. К сожалению, в голодное и холодное время туберкулез подкосил признанного мастера фотографии, он умер в 1942 году. О таких людях грех забывать, но рассказать о нем в газете заставила еще и дата: в этом году Николаю Константиновичу Татарченко исполнилось бы ровно 100 лет. Е. Бирюков Бирюков, Е. Члены партии фотографируются бесплатно / Е. Бирюков // Уральский рабочий.-1994.- 26 авг.- С.8 |
Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.