Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга Библиотека им. М.Горького Екатеринбург, ул. Ильича, 20 тел.: (343) 338-38-97 E-mail: bibl28@ekmob.org
|
|
|
Рыбаков Ф. Ф.Рыбаков Федор Федорович Ергина, М. «С «лейкой» и блокнотом» Этот человек с фотоаппаратом хорошо известен уралмашевцам. Сегодня ему исполняется 75 лет. Из них около 50 он дает фотографии заводской газете, в «Уральский рабочий», в другие издания. О нем, коммунисте Фёдоре Федоровиче Рыбакове, с полным правом можно сказать – родом из Октября. Оглянемся в далекое прошлое. Он родился за несколько лет до Великой Октябрьской социалистической революции. Подрастал в ее преддверии. Детская память цепкая. Он, как и взрослые, пережил, прочувствовал военные предреволюционные годы, сложное противостояние гражданской войны. Ему было пять лет, когда совершилась Октябрьская революция. А семилетним уже понял разницу между красными и белыми. Это прозрение было стремительным. Случилось так, что свирепствовавшая в родном казахском городишке Атбасаре банда атамана Шайтанова схватила его деда Андрияна Петровича Лушникова. Деда обвинили в сочувствии красным. Его и еще нескольких человек Шайтанов приказал казнить принародно. Всех жителей Атбасара, в том числе женщин и малых детей, согнали на место казни. Когда раздались выстрелы и дед упал, широко раскинув руки, мать в ужасе спрятала голову маленького Федора в свои колени. Но Федор Фёдорович Рыбаков сохранил тот день в памяти на долгие годы. Он запечатлелся в его сознании четко, как на фотографии: убитый белыми дед, кровь на земле. Позже, как озарение, как радость вошел в его жизнь Уралмаш. Это было в 1931 году, когда по всесоюзной программе индустриализации в Свердловске набирало силу строительство гиганта, советского машиностроения. Рвы, котлованы, землянки, бараки да люди, в зипунах и лаптях, ломами и лопатами ворочающие бревна и бетон, встретили тогда девятнадцатилетнего Федора, да еще друг детства, Сергей Первушин, который, показывая вокруг, говорил: «Вот, строим завод!». Это из-за письма Сергея комсомолец Рыбаков, студент Саратовского института инженеров коммунального хозяйства, потерял покой. «На Урале такие дела разворачиваются, а я тут сижу над книжками», — досадовал он. А потом пришло еще одно письмо от Сергея, где он вновь писал об Уралмаше: «Ты знаешь, какой завод здесь возводим? Этот завод сам будет делать заводы!». Федор, уже не раздумывая, быстро собрался и уехал в Свердловск. Он строил завод, хорошо работал монтером, и его выбрали бригадиром, затем мастером, старшим мастером, начальником участка. У него были природные способности к рисованию. Он, умел «схватить» характерные черты товарища и отобразить их в портрете. Moг и карикатуру хлесткую преподнести. Журналисты обратили внимание на рисунки уралмашевца Рыбакова, и они стали появляться в заводской газете. Тогда же, в тридцатые годы, Федор Федорович купил фотоаппарат, даже не предполагая, какой решительный переворот в его судьбе и жизни сделает это маленькое механическое «окно в мир». Увлечение фотографированием для Рыбакова оказалось настолько сильным, что, может быть, только ночью он и расставался со своим «другом». Его «лейка» запечатлевала все, что волновало, радовало, не оставляло равнодушным. Именно тогда в фототеке этого человека появился снимок - самолет, похожий, на крокодила. Рыбаков сохранил для истории Свердловска посадку в 1938 году в нашем городе этого агитсамолета журнала «Крокодил». Снимок был опубликован во многих газетах. Запечатлел навечно на своей фотопленке он также челюскинцев, которые после «ледового плена» проезжали через Свердловск. И этот снимок прошел в печати. Фамилия Рыбакова становилась известной не только на Уралмаше, но и в городе. Федор Федорович, как активист-рабкор, был введен в состав общественной редколлегии, заводской многотиражки. Это было в 1940 году. ...На второй день Великой Отечественной войны шло очередное заседание партийного комитета. В партком вызвали Рыбакова. Он не знал зачем. —Надо бить врага и карикатурами! Направляем вас в штат редакции. Специальное художественное образование у вас есть. — Слова парторга прозвучали как приказ. Специальное образование... Пожалуй, это сказано было с значительным преувеличением действительных фактов. Изостудия в Саратове и заочная школа фотокорреспондентов ТАСС, куда он попал в 1938 году по путевке уралмашевской газеты, — вот и все университеты. Но на него надеялись. И он горячо взялся за дело. Каждый день был заполнен большой работой и военной учебой в батальоне ополчения. Но поздно вечером в общежитии, забравшись под стол, завесившись со всех сторон одеялами, он проявлял свои снимки, изображающие героев тыла, героев-фронтовиков, приезжающих на Уралмаш за танками, участников митингов, концертов в госпиталях. Или рисовал около окна, заклеенного крест-накрест бумажными полосками, а ночью плотно укрытого для светомаскировки, свои карикатуры на гитлеровцев или дружеские шаржи на ударников труда. Он оформлял также многочисленные «молнии» и потом разносил и развешивал их в цехах пораньше, чтобы успеть до начала смены. Пятьдесят шесть лет Федор Федорович с Уралмашем. Из них сорок два — как коммунист. Партийный билет ему вручили в 1945 году. Став, ветераном труда, уйдя на заслуженный отдых, он не расстался со своей старенькой, но испытанной «лейкой» (ей уже сорок восемь лет) — по-прежнему фиксирует моменты жизни. Тысячи фотокадров на его счету. Немало исторических, уникальных, сделанных на высоком профессиональном и художественном уровне. Эти снимки печатали «Правда», «Известия», журналы: «Огонек», «Смена», «Работница», областная и городская газеты. Стоит заглянуть в богатейший фотоархив ветерана. Кого только и чего, только тут нет: величественные индустриальные пейзажи Уралмаша, мощные машины завода (по снимкам и датам можно проследить, как шло их совершенствование), бесчисленные фотопортреты передовиков труда разных лет, государственные деятели многих стран, когда-то посещавшие Уралмаш. Вот — Джавахарлал Неру, Вальтер Ульбрихт, Урхо Кекконен, Фидель Кастро... Здесь же выдающиеся артисты — Михаил Жаров, Алла Тарасова, шахматист Михаил Ботвинник, писатели Джеймс Олдридж и Александр Серафимович, поэт Степан Щипачев... Каждый из снимков заставляет задуматься, вспомнить многие страницы истории страны, истории завода. И это отрадный факт. Без знания – прошлого, его глубокого изучения невозможно наметить правильный курс в будущее. Такие журналисты, как Ф. Ф. Рыбаков, — идеологические бойцы партий. Они популяризируют подлинные достижения в плакатах и фотодокументах, бичуют зло в ярких, метких карикатурах. Мы можем сегодня встретить, этого седого, энергичного человека на улицах Свердловска, в поездке ветеранов войны по местам боевой славы, в заводском цехе. Человека с «лейкой» и блокнотом. М. Ергина Ергина, М. С «лейкой» и блокнотом / М. Ергина // За тяжелое машиностроение.-1987.-30 июня.- С.2-3 Труженики пера и фотоаппарата В 1970-1980 гг. главным редактором «ЗТМ» был Руслан Лапиков. В редакции тогда работало немало талантливых журналистов: Борис Шигайкин, Маргарита Ергина, Надежда Михеева (автор песен «Последняя самоходка» и «Мой дед когда-то строил Уралмаш»), Любовь Яковлева и другие. И, конечно, нельзя не вспомнить добрым словом бессменного фотокорреспондента газеты Федора Рыбакова (30 июня исполняется 100 лет со дня его рождения). Это о нем кто-то из журналистов написал такие стихи: Каждый знает Федора, Каждый ему рад, С честью носит гордо он Фотоаппарат. Вот на стадионе он, На крутом крыльце, В цехе под колоннами, В зале во дворце. Выбрав точку «высшую», Влезает он на стол, А потом на крышу и Телеграфный столб. Зорок глаз наметанный С дальних чердаков, Только вышло фото бы С маркой «Рыбаков»! Агеев, С. У истоков заводской печати / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2012.-1-15 июня.- С.7 Гнатовская, И. «Механический товарищ уралмашевского летописца» Сейчас эта фотокамера - вещь раритетная. Фотоаппараты немецкой фирмы Leika стали первыми массовыми камерами, использующими 35-мм фотопленку. Это была настоящая революция в фотографии, стала активно развиваться область фотолюбительства. Федор Рыбаков, который приехал на Уралмаш 19-летним парнем, с детства привык запечатлевать моменты жизни. Он часто делал это с помощью карандаша и бумаги. На заводе Федор работал электромонтером, затем его назначили бригадиром, потом мастером, старшим мастером, начальником участка. О своих художественных способностях уралмашевец тоже не забывал. Он умел схватить характерные черты человека и отразить их в портрете, мог нарисовать и шуточную карикатуру. Журналисты «ЗТМ-ки» обратили внимание на его работы, и в заводской газете стали появляться рисунки Рыбакова. Тогда же, в 30-е годы, Федор купил свой первый фотоаппарат. С лейкой Рыбаков не почти не расставался. Он фиксировал на пленку все, что казалось ему интересным, важным, красивым. В 1938 г. на этот фотоаппарат он сделал один из самых известных своих кадров – агитсамолета журнала «Крокодил», снимок появился потом во многих изданиях. Рыбакову удалось запечатлеть и челюскинцев, которые после «ледового плена» проезжали через Свердловск. Имя фотографа постепенно становилось известным не только на заводе, но и во всем городе. В 1940 г. за хорошую работу рабкором Рыбаков был введен в штат редакции газеты «ЗТМ». Вместе со своей лейкой фотограф переживал военные годы. Каждый его день был заполнен работой и учебой в батальоне ополчения. А поздно вечером, завесившись со всех сторон одеялами, он проявлял снимки, изображающие тружеников тыла, героев-фронтовиков, приезжающих на Уралмаш за танками, участников митингов, концертов в госпиталях. Федор Рыбаков умер в 1995 г. Благодаря ему у нас есть уникальная фотолетопись Уралмаша. В Музее истории УЗТМ хранится богатейший фонд, насчитывающий более двух тысяч негативов с 1930-х по 1990-е гг. Здесь же бережно хранят технику фотографа - его ФЭД, лампу-фотовспышку и старенькую лейку, с которой все начиналось. Гнатовская, И. Механический товарищ уралмашевского летописца / И. Гнатовская // За тяжелое машиностроение.-2013.-1-10 июня.- С.8 |
Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.