Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Рыбаков Ф. Ф.

Рыбаков Федор Федорович

 

Ергина, М. «С «лейкой» и блокнотом»

Этот человек с фотоаппаратом хо­рошо известен уралмашевцам. Сегодня ему исполняется 75 лет. Из них около 50 он  дает фотографии заводской газете, в «Уральский рабочий», в другие издания. О нем, коммунисте  Фёдоре Федоровиче Рыбакове,   с полным правом можно сказать – родом из Октября. 

Оглянемся в далекое прошлое. Он родился    за несколько лет до Великой Октябрьской социалистической революции. Подрастал в ее преддверии. Детская память цепкая. Он, как и взрослые, пережил, прочувствовал военные предреволюционные годы, сложное противостояние гражданской войны. Ему было пять лет, когда совершилась Октябрьская революция. А семилетним уже понял разницу ме­жду красными и белы­ми. Это прозрение было стремительным.

Случилось так, что свирепствовавшая в родном казахском горо­дишке Атбасаре банда атамана Шайтанова схватила его деда Андрияна Петровича Лушникова. Деда обвинили в сочувствии красным. Его и еще нескольких человек Шайтанов при­казал  казнить  принарод­но. Всех жителей Атбасара, в том числе жен­щин и малых детей, со­гнали на место казни. Когда раздались выстре­лы и дед упал, широко раскинув руки, мать в ужасе спрятала голову маленького Федора в свои колени. Но Федор Фёдорович Рыбаков со­хранил тот день в па­мяти на долгие годы. Он запечатлелся в его соз­нании четко, как на фо­тографии: убитый белыми дед, кровь на земле.

Позже, как озарение, как радость вошел в его жизнь Уралмаш. Это было в 1931 году, когда по всесоюзной програм­ме индустриализации в Свердловске набирало силу строительство гиганта, советского маши­ностроения.  Рвы, котло­ваны, землянки, бараки да люди, в зипунах и лаптях, ломами и лопа­тами ворочающие брев­на и бетон, встретили тогда девятнадцатилет­него Федора, да еще друг детства, Сергей Первушин, который, по­казывая  вокруг, говорил: «Вот, строим завод!».

 Это из-за письма Сер­гея комсомолец  Рыба­ков, студент Саратовско­го института инженеров коммунального хозяйст­ва, потерял покой.  «На Урале такие дела раз­ворачиваются, а я тут сижу над книжками», — досадовал он. А потом пришло еще одно письмо от Сергея, где он вновь писал об Уралмаше: «Ты знаешь,  какой за­вод здесь возводим? Этот завод сам будет делать заводы!». Федор, уже не раздумывая, бы­стро собрался  и уехал в Свердловск. Он стро­ил завод, хорошо рабо­тал монтером, и его выбрали бригадиром, за­тем мастером, старшим мастером, начальником участка. У него были природные способности к рисованию. Он, умел «схватить» характерные черты товарища и отобразить их в портрете. Moг и карикатуру хлесткую преподнести. Журналисты обратили внимание на рисунки уралмашевца Рыбакова, и они стали появляться в заводской газете. Тогда же, в три­дцатые годы, Федор Фе­дорович купил фотоаппарат, даже не предпо­лагая, какой решитель­ный переворот в его судьбе и жизни сделает это маленькое механиче­ское «окно в мир».

Увлечение фотогра­фированием для Рыба­кова оказалось настолько сильным, что, может быть, только ночью он и расставался со своим «другом». Его «лейка» запечатлевала все, что волновало, радовало, не оставляло равнодуш­ным.   Именно тогда в фототеке этого человека появился снимок - са­молет,  похожий, на кро­кодила. Рыбаков сохранил для истории Свердловска посадку в 1938 году в нашем городе этого агитсамолета жур­нала «Крокодил». Снимок был опубликован во многих газетах.

Запечатлел навечно на своей фотопленке он также челюскинцев, которые после «ледового плена» проезжали через Свердловск. И этот сни­мок прошел в печати. Фамилия Рыбакова ста­новилась известной не только на Уралмаше, но и в городе. Федор Федо­рович, как активист-рабкор, был введен в состав общественной редколлегии, заводской многотиражки. Это бы­ло в 1940 году.

...На второй день Ве­ликой Отечественной войны шло очередное заседание партийного ко­митета. В партком вызвали Рыбакова. Он не знал зачем.

—Надо бить врага и карикатурами! Направляем вас в штат редакции.

Специальное худо­жественное образование у вас есть. — Слова парторга прозвучали как приказ.

Специальное об­разование... Пожалуй, это сказано было с значительным преувеличением действительных фактов. Изостудия в Саратове и заочная школа фотокорреспондентов ТАСС, куда он попал в 1938 году по путевке уралмашевской газеты, — вот и все университеты. Но на него надеялись. И он горячо взялся за дело. Каждый день был заполнен большой работой и военной учебой в батальоне ополчения. Но поздно вечером в общежитии, забравшись под стол, завесившись со всех сторон одеялами, он проявлял свои снимки, изображающие героев тыла, героев-фронтовиков, приезжающих на Уралмаш за танками, участников митингов, концертов в госпиталях. Или рисовал около ок­на, заклеенного крест-накрест бумажными по­лосками, а ночью плот­но укрытого для свето­маскировки, свои кари­катуры на гитлеровцев или дружеские шаржи на ударников труда. Он оформлял также много­численные «молнии» и потом разносил и разве­шивал их в цехах по­раньше, чтобы успеть до начала смены.

Пятьдесят шесть лет Федор Федорович с Уралмашем. Из них со­рок два —  как комму­нист. Партийный билет ему вручили в 1945 го­ду.

Став, ветераном тру­да, уйдя на заслужен­ный отдых, он не рас­стался со своей старень­кой, но испытанной «лей­кой» (ей уже сорок во­семь лет) — по-прежне­му фиксирует моменты жизни.

Тысячи фотокадров на его счету. Немало ис­торических, уникальных, сделанных на высоком профессиональном и ху­дожественном уровне. Эти снимки печатали «Правда», «Известия», журналы: «Огонек», «Смена», «Работница», областная и городская газеты.  

Стоит заглянуть в бо­гатейший фотоархив ве­терана. Кого только и чего, только тут нет: величественные индустри­альные пейзажи Уралмаша, мощные машины за­вода (по снимкам и да­там можно проследить, как шло их совершенст­вование), бесчисленные фотопортреты  передо­виков труда разных лет, государственные деяте­ли многих стран, когда-то посещавшие Уралмаш. Вот — Джавахарлал Неру, Вальтер Ульбрихт, Урхо Кекконен, Фидель Кастро... Здесь же выдающиеся артисты — Ми­хаил Жаров,  Алла Та­расова, шахматист Михаил Ботвинник, писате­ли Джеймс Олдридж и Александр Серафимович, поэт Степан Щипачев...

Каждый из снимков заставляет задуматься, вспомнить многие стра­ницы истории страны, истории завода. И это отрадный факт. Без знания – прошлого,  его глубокого изучения невозможно наметить пра­вильный курс в будущее. Такие журналисты, как Ф. Ф. Рыба­ков, — идеологические бойцы партий.   Они популяризируют подлинные достижения в плакатах и фотодокументах, би­чуют зло в ярких, мет­ких карикатурах.

Мы можем сегодня  встретить, это­го седого, энергичного человека на улицах Свердловска,  в поездке ветеранов войны по мес­там боевой славы, в за­водском цехе. Человека с «лейкой» и блокнотом.

М. Ергина

Ергина, М. С «лейкой» и блокнотом / М. Ергина // За тяжелое машиностроение.-1987.-30 июня.- С.2-3


Труженики пера и фотоаппарата

В 1970-1980 гг. главным редактором «ЗТМ» был Руслан Лапиков. В редакции тогда работало немало талантливых журналистов: Борис Шигайкин, Маргарита Ергина, Надежда Михеева (автор песен «По­следняя самоходка» и «Мой дед когда-то строил Уралмаш»), Любовь Яковлева и другие.

И, конечно, нельзя не вспомнить добрым словом бессменного фотокорреспон­дента газеты Федора Рыбакова (30 июня исполняется 100 лет со дня его рождения). Это о нем кто-то из журналистов написал такие стихи:

Каждый знает Федора,

Каждый ему рад,

С честью носит гордо он

Фотоаппарат.

Вот на стадионе он,

На крутом крыльце,

В цехе под колоннами,

В зале во дворце.

Выбрав точку «высшую»,

Влезает он на стол,

А потом на крышу и

Телеграфный столб.

Зорок глаз наметанный

С дальних чердаков,

Только вышло фото бы

С маркой «Рыбаков»!

 Агеев, С. У истоков заводской печати / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2012.-1-15 июня.- С.7

Гнатовская, И. «Механический товарищ уралмашевского летописца»

 Сейчас эта фотокамера - вещь раритетная. Фотоаппа­раты немецкой фирмы Leika стали первыми массовыми камерами, использующими 35-мм фотопленку. Это была настоящая революция в фо­тографии, стала активно раз­виваться область фотолюби­тельства.

Федор Рыбаков, который приехал на Уралмаш 19-лет­ним парнем, с детства при­вык запечатлевать моменты жизни. Он часто делал это с помощью карандаша и бума­ги. На заводе Федор работал электромонтером, затем его назначили бригадиром, по­том мастером, старшим ма­стером, начальником участка.

О своих художественных спо­собностях уралмашевец тоже не забывал. Он умел схватить характерные черты челове­ка и отразить их в портре­те, мог нарисовать и шуточ­ную карикатуру. Журналисты «ЗТМ-ки» обратили внимание на его работы, и в заводской газете стали появляться ри­сунки Рыбакова. Тогда же, в 30-е годы, Федор купил свой первый фотоаппарат.

С лейкой Рыбаков не поч­ти не расставался. Он фик­сировал на пленку все, что казалось ему интересным, важным, красивым. В 1938 г. на этот фотоаппарат он сде­лал один из самых известных своих кадров – агитсамолета журнала «Крокодил», снимок появился потом во многих из­даниях. Рыбакову удалось запечатлеть и челюскин­цев, которые после «ледово­го плена» проезжали через Свердловск. Имя фотографа постепенно становилось из­вестным не только на заводе, но и во всем городе.

В 1940 г. за хорошую ра­боту рабкором Рыбаков был введен в штат редакции га­зеты «ЗТМ». Вместе со своей лейкой фотограф переживал военные годы. Каждый его день был заполнен работой и учебой в батальоне ополче­ния. А поздно вечером, заве­сившись со всех сторон оде­ялами, он проявлял снимки, изображающие тружеников тыла, героев-фронтовиков, приезжающих на Уралмаш за танками, участников митин­гов, концертов в госпиталях.

Федор Рыбаков умер в 1995 г. Благодаря ему у нас есть уникальная фотоле­топись Уралмаша. В Музее истории УЗТМ хранится бо­гатейший фонд, насчитыва­ющий более двух тысяч не­гативов с 1930-х по 1990-е гг. Здесь же бережно хранят тех­нику фотографа - его ФЭД, лампу-фотовспышку и ста­ренькую лейку, с которой все начиналось.

 Гнатовская, И. Механический товарищ уралмашевского летописца / И. Гнатовская // За тяжелое машиностроение.-2013.-1-10 июня.- С.8 


Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта