Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга Библиотека им. М.Горького Екатеринбург, ул. Ильича, 20 тел.: (343) 338-38-97 E-mail: bibl28@ekmob.org
|
|
|
Петров Ф. Ф.Петров Федор Федорович «Генерал, который не любил военную форму» Федор Федорович Петров - выдающийся конструктор отечественного артиллерийского вооружения, инженер-генерал-лейтенант, доктор технических наук. Начинал на Пермском машиностроительном заводе (Мотовилихе). Сначала работал мастером на крупном станочном участке механического цеха, затем - начальником отделения сборки артсистем. С 1933 года - конструктор. В феврале 1940-го командирован на Уралмашзавод для освоения производства созданной им гаубицы М-30, с апреля 1943-го по 1958 год - главный конструктор Артиллерийского завода № 9 и начальник ОКБ-9, в 1958-1974 - главный конструктор ОКБ-9 Уралмашзавода. За годы войны под руководством Петрова было разработано 50 проектов пушек и гаубиц. 33 образца прошли испытания, 10 приняты на вооружение. В послевоенные годы под руководством Ф.Ф. Петрова разрабатывались новые образцы артиллерийских орудий и ракет. С 1974 года работал в Министерстве оборонной промышленности . Награды: Герой Социалистического Труда (1944), ордена Ленина (1939 и 1966), Октябрьской Революции (1972), Кутузова I степени (1945), Суворова II степени (1944), Отечественной войны I степени (1945), Трудового Красного Знамени (1952). По количеству премий Ф.Ф. Петров был явным лидером среди конструкторов Свердловска, а может быть, и СССР: лауреат Ленинской премии (1968), Сталинской премии первой степени (1942, 1943, 1946 - дважды). Ф.Ф. Петров. Генерал, который не любил военную форму // Орджоникидзевский район: 75 лет.- Екатеринбург, 2010.- С.87-88 Агеев, С. На службе у бога войны 16 марта исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося конструктора артиллерийского вооружения, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и четырежды лауреата Сталинской премии первой степени, генерал-лейтенанта-инженера, кавалера трех орденов Ленина, орденов Октябрьской революции, Суворова II степени, Кутузова I степени, Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, главного конструктора артиллерии Уралмашзавода и Завода №9 Федора Петрова.
ПУТЬ В АРТИЛЛЕРИЮ Родился и вырос он в деревне Докторово Тульской области, где о профессии конструктора, наверное, и не слышали. Отец его был деревенским кузнецом, и пока шла гражданская война, самый младший из пяти сыновей, Федор, помогал ему заниматься сельским хозяйством. Некоторое время он работал поденным рабочим на строительстве железной дороги, потом - делопроизводителем в волостном Совете. Еще избирался членом волостного исполкома. В1924 г. Федора Федоровича призвали в Красную Армию, где ему довелось служить в Москве старшим писарем полка связи. Так что его армейская служба не была связана с артиллерией. И все-таки именно служба в РККА сыграла главную роль в выборе жизненного пути выдающегося конструктора. Однажды произошел такой случай. Теплым вечером на лесной поляне Федор Петров со своим приятелем-красноармейцем вполголоса распевал русские и украинские песни: - Хорошо пели песню «Ой, там за Дунаем», - вспоминал потом Федор Федорович. - Я пел баритоном, а приятель тенором. Собрались нас послушать красноармейцы, подошли командиры и комиссар полка. Из беседы со мной комиссар полка узнал, что я, по сути, малограмотный, но, как заметил командир полка, интересуюсь технической литературой. Комиссар посоветовал мне поступить на вечерний рабфак. Вскоре по ходатайству военкома шеф полка - Сокольнический райком РКП(б) г. Москвы - направил меня на вечерний рабочий факультет при Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Так у Федора Петрова появилась цель жизни - стать инженером. В то время это звание звучало очень весомо и гордо. Но Петров сам для себя установил высочайшую планку: стать не просто инженером, а выпускником одного из самых престижных советских вузов, готовящего лучших в стране инженеров, - Московского высшего технического училища им. Баумана. Но только конкурс среди абитуриентов в этом вузе был очень высокий, а знаний у Петрова - маловато. Это он и сам прекрасно понимал, но времени на углубленную подготовку к экзаменам в столь престижном вузе катастрофически не хватало. И он принял очень жесткое решение - спать не более трех часов в сутки! С тех пор каждый вечер просил дневального будить его в два чaca ночи. - Но ты же не встаешь, ругаешься! - Все равно буди! Лей воду! И дневальные по ночам пили на Петрова воду, тот вскакивал, брался за учебники. И уже через три месяца перевелся на второй курс рабфака, хотя раньше знания по ряду предметов, особенно по математике, у него были практически на нуле. В 1927 г. его мечта наконец осуществилась - он стал студентом механического факультета МВТУ, будущим станкостроителем. Кто знает, как в дальнейшем могла бы сложиться судьба Федора Петрова! Возможно, стал бы выдающимся конструктором станков, но только в конце августа 1930 г. ему разъяснили, что страна нуждается в срочной подготовке инженеров для оборонной промышленности, и с этой целью создаются специальные военно-механические отделения при ряде вузов, в том числе при Ленинградском машиностроительном институте. Петров дал свое согласие на перевод и через год успешно защитил диплом по орудийным лафетам. Федору Федоровичу настолько не терпелось начать работу конструктором, что он даже не использовал положенный после окончания института отпуск - немедленно после распределения выехал в Пермь (тогда г. Молотов). Трудиться предстояло на старинном уральском пушечном заводе, который в то время назывался машиностроительным заводом им. Молотова (теперь у него исконное название - Мотовилихинские заводы). ДОРОГА НА УРАЛ МАШ На Мотовилихе Федора Федоровича огорчили - вместо КБ направили работать в цех начальником техбюро. Вот тут-то молодой специалист и набил себе не только множество шишек, но и набрался хорошего опыта. Действительно, как работать, если на заводе не было системы допусков? В чертежах на детали и сборки проставлялись только номинальные размеры! Выручало мастерство слесарей-сборщиков, но о взаимозаменяемости деталей артиллерийских орудий и речи не было. И вот в таких условиях Петров согласился на предложенную ему должность начальника механообработки деталей 152-мм мортиры, а потом и сборки этих орудий. Очень уж ему хотелось разобраться в новейших идеях немецких конструкторов! Лицензию на производство мортир закупили через подставную фирму у знаменитого «Рейнметалла» (Германия). И вскоре Федор Федорович на собственном горьком опыте убедился, что немецкая конструкторская артиллерийская школа далеко не безупречна - орудие оказалось явно недоработанным, первая же изготовленная мортира развалилась во время испытаний возкой на буксире. Конструкторам Мотовилихи пришлось срочно вносить в чертежи орудия сотни изменений, и в результате производство оказалось дезорганизованным. План выпуска мортир срывался, и виновным за это объявили, конечно же, начальника сборки этих изделий - Петрова. И так ошельмовали, что даже сам он начал сомневаться: может ли из него, простого мужика, получиться настоящий инженер? Тем не менее, несмотря на сомнения, работал изо всех сил, ночевал прямо в цехе, неделями не показываясь дома. И план по выпуску мортир оказался выполнен! Вот тогда только молодого специалиста и перевели в конструкторы. А у самого Петрова с того времени сложилось убеждение: для того, чтобы стать настоящим конструктором, сначала надо поработать непосредственно на производстве. Тогда же у него сформировался особый стиль конструкторских разработок: предельная простота и надежность артсистем, унификация и стандартизация, технологичность в производстве. Все эти принципы воплотились в великолепных орудиях, созданных на Мотовилихе по инициативе и под руководством Федора Федоровича Петрова. Его орудия, совершенно разные по огневой мощи и боевому применению, имели общие лафеты и противооткатные устройства, что значительно облегчало их производство и снижало себестоимость. Результаты его предвоенной конструкторской деятельности (по современным меркам, еще не очень опытного конструктора) просто фантастические: до 1939 г. на вооружение Красной Армии были приняты четыре орудия, созданные под руководством Петрова и при его непосредственном участии. Уже один только этот факт ставит Федора Федоровича в один ряд с самыми выдающимися конструкторами советской артиллерии. Вот они, эти орудия. Корпусная 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 - своеобразный символ советской артиллерии. Изображение этого орудия раньше часто мелькало на почтовых марках, открытках, в кадрах кинохроники, фронтовики же ласково называли его Емелькой. Еще один выдающийся проект Петрова - 122-мм корпусная пушка образца 1931/37 гг., заслужившая самые лестные отзывы в действующей армии. Менее известны его 152-мм гаубица М-10 и 107-мм пушка М-60, так как выпускались они небольшими сериями. А легкая дивизионная 122-мм гаубица М-30 (прозванная фронтовиками Матушкой) заслужила славу лучшего орудия такого класса второй мировой войны. И именно благодаря этой гаубице Федор Петров оказался в 1940 г. на Уралмашзаводе, где осваивалось ее производство, а с октября 1942 г. - на созданном на базе артиллерийского производства УЗТМ Заводе №9. ГЛАВНОЕ-ТРУДОЛЮБИЕ Уралмашзаводу здорово повезло, когда в 1940 г. на предприятие прибыла группа молодых, но уже достаточно опытных конструкторов с Мотовилихи, и со временем один из них, Федор Петров, стал главным конструктором ОКБ-9, которое теперь носит его имя. В годы Великой Отечественной войны под руководством Федора Федоровича было разработано восемь принятых на вооружение артиллерийских систем (а сколько было еще опытных орудий!). И все они являлись верхом совершенства, особенно тяжелая дивизионная 152-мм гаубица Д-1, пушки для танков и самоходок Д-5 и Д-10. Широкая унификация и технологичность конструкторских разработок позволили организовать массовое производство артиллерийских заготовок в металлургических цехах Уралмашзавода. В результате за годы войны Заводом №9 было изготовлено 30 тыс. орудий! Еще два десятка образцов орудий Петрова были приняты на вооружение Советской Армии уже после войны.Среди них такие замечательные изделия, как буксируемые и самодвижущиеся пушки Д-44, Д-48, СД-44, СД-57, Д-74, пушка-гаубица Д-20, гаубица Д-30. Были разработаны орудия 2А31 и 2АЗЗ для самоходных гаубиц 2С1 и 2СЗ («Гвоздики» и «Акации»). ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова стало после войны единственным в СССР разработчиком пушек для всех массовых отечественных танков. По его документации танковые пушки изготавливались, кроме Завода № 9 и Уралмашзавода, также на Мотовилихинских заводах, на Горьковском машиностроительном заводе и на волгоградском заводе «Баррикады». По своим тактико-техническим данным, надежности и живучести, простоте устройства и удобству эксплуатации все орудия, созданные под руководством Петрова, отвечали требованиям времени и превосходили зарубежные налоги. Для сравнения, самое |мощное в стране Центральное артиллерийское конструктор-кое бюро (ЦАКБ) во главе генерал-полковником В. Г. Грабиным в послевоенное время поставило на вооружение вплоть до своего закрытия в 1959 г. только одно орудие 57-мм зенитную пушку С-60. Между тем Грабин сосредоточил в этом КБ лучшие конструкторские силы страны. В чем же секрет успехов Федора Федоровича Петрова? Сам он однажды сказал об этом так: - В одном из журналов написали, будто во мне есть некая искра Божья. Если бы я этот текст прочитал в рукописи, убрал бы. Уж очень часто особо выделяют, будто для творчества необходим врожденный талант. Сделал человек хорошую пушку - так это ему, мол, предназначено. Написал умную книгу - это чуть ли не от Бога. А я бы на первое место выдвигал всегда способность работать. Талант без трудолюбия во сто крат хуже, чем трудолюбие без таланта. Да, что касается работоспособности, то у Петрова она била через край, он был самым настоящим трудоголиком. Но все-таки, по мнению его коллег, у главного конструктора было еще и фантастическое чутье, как именно проектировать артиллерийскую систему в соответствии с требованиями заказчика. Дело том, что во времена расцвета творчества Федора Федоровича не было еще изощренных методик расчетов, не было и ЭВМ, они появились только в середине 1950-х гг. Тогда многое решалось интуицией конструкторов, а она у Федора Федоровича была феноменальной. Так считает нынешний генеральный конструктор Завода №9 Валерий Наседкин: - Нередко идеи Федора Федоровича значительно опережали время. Причем на многих направлениях: от легких артсистем до тяжелого орудия Д-80, калибра 535 мм. Вес боевой части снаряда к нему составлял 420 кг, а дальность стрельбы - до 65 км! К сожалению, этот проект, созданный в 60-е гг. прошлого столетия, так и не был реализован. Только сейчас мы подошли вплотную к воплощению этой идеи - в металле, уже существует наша дальнобойная гаубица М-390, самая мощная в мире в этом классе изделий. Ее калибр 155 мм, она может стрелять на дальность до 50-60 км. А вообще-то многие артсистемы, принятые на вооружение Советской Армии в 70-80-е гг., были разработаны в ОКБ-9 значительно раньше, но остались в то время невостребованными, поскольку опережали свое время. Это относится к орудиям с безгильзовым заряжанием для самоходных гаубиц «Гиацинт», «Гвоздика», «Акация», аналоги которых сейчас находятся на вооружении многих стран мира. Когда бывает свободное время, я изучаю проекты, созданные ранее, в том числе под руководством Петрова, - добавляет Валерий Иванович. - Есть мечта описать все над чем ранее работали наши конструкторы. А их наследие колоссально, более 400 проектов, из них на вооружение приняты 43. До сих пор еще многие перспективные задумки ОКБ-9 не реализованы! Агеев, С. На службе у бога войны / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2012.-16-29 февр.- С.7 |
Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.