Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга Библиотека им. М.Горького Екатеринбург, ул. Ильича, 20 тел.: (343) 338-38-97 E-mail: bibl28@ekmob.org
|
|
|
Нисковских В. М.
Нисковских Виталий Максимович Родился в г. Вятке (Киров) в 1925 г. Окончил Уральский политехнический институт (1951). На Уралмаше с 1947 г. С 1974 по 1992 г. главный конструктор машин непрерывного литья заготовок. Крупнейший специалист по сталеразливочному оборудованию, автор 200 изобретений в этой области, создатель отечественной школы проектирования машин непрерывного литья заготовок криволинейного типа, открывшей пути к развитию новейшей технологии производства непрерывнолитых заготовок, и один из основных разработчиков теоретической базы современных высокопроизводительных криволинейных МНЛЗ. На Уралмаше в 1964—1970 гг. под руководством Нисковских первые в мире образцы криволинейных МНЛЗ привели к созданию и развитию новой отрасли тяжелого машиностроения, направленной на техническое перевооружение черной металлургии. При непосредственном участии Нисковских на Уралмаше изготовлены 36 криволинейных МНЛЗ, которые работают на всех отечественных меткомбинатах, а также в Финляндии, Югославии, Словакии, Пакистане. Доктор технических наук (1984), заслуженный изобретатель РСФСР (1963), лауреат Государственной премии СССР (1979). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (1966), Отечественной войны II степени (1986), медалями. Виталий Максимович Нисковских // Неизвестный Уралмаш.- Екатеринбург, 2003.- С. 392 ПАТРИАРХ КОНСТРУКТОРСКОЙ СЛУЖБЫ Виталий Максимович Нисковских, создатель советской школы конструирования установок непрерывной разливки стали криволинейного типа, - один из тех замечательных конструкторов Уралмашзавода, которых с полным основанием сегодня называют патриархами, основоположниками целых отраслей отечественного машиностроения. Его путь к триумфу был непростым. Он вполне мог стать создателем автодорожной техники, шахт или самолетов, директором совхоза в Казахстане, офицером КГБ и даже дипломатом. Но судьба распорядилась иначе. НАЧАЛО Когда началась Великая Отечественная война, Виталий Нисковских был учащимся дорожно-механического техникума и, как многие еще не подлежащие призыву в армию по возрасту, пытался попасть на фронт. А в результате оказался в школе авиамехаников, где занятии вели преподаватели знаменитой авиационной академии им. Жуковского. Потом была служба в полку авиации дальнего действия. После демобилизации Виталий Нисковских очень хотел поступить в «Жуковку», стать авиационным конструктором, но в приемной комиссии академии даже разговаривать не стали: не было у него документов об окончании ни техникума, ни средней школы. Его вообще никуда не брали без этих документов, только ректор Свердловского горного института разрешил принять условно: посмотрим, дескать, на итоги первой сессии, а там решим. Итоги оказались такими, что пришлось назначить Виталию Нисковских повышенную «сталинскую» стипендию. Впрочем, размер ее был таков, что хватало ровно на две булки хлеба по рыночной цене. Да и будущая специальность строителя шахт не очень привлекала. Поэтому по примеру фронтовых друзей родом с Уралмаша Виталий Нисковских отчислился из горного института, устроился работать на Уралмашзавод, а учебу продолжил в вечернем филиале УПИ при заводе. ПЕРВЫЕ ГОДЫ НА УРАЛ МАШЕ Тяжело оказалось осуществить свою мечту - стать конструктором. Из цеха 82, где он работал механиком, Виталия Нисковских долго не отпускали. Помогли друзья. Состоялась встреча с главным конструктором прокатного оборудования Георгием Химичем, который, бросив на Нисковских проницательный взгляд, определил его на работу в бюро Геннадия Краузе, конструктора высочайшей квалификации, под руководством которого разрабатывались проекты рабочих клетей прокатных станов. Но не только этим пришлось заниматься конструктору. На заводе организовали особую группу из самых квалифицированных конструкторов и расчетчиков, которой поручили создание гаммы тяжелых гидравлических прессов для авиационной промышленности. Возглавлял ее заместитель главного инженера завода Дмитрий Беренов. Вся работа этой группы была строго засекречена, поскольку проектировались невиданные еще в мире прессы усилием 30, 70, 150 и даже 300 тыс. т. Нужно было найти новые схемы прессов, ибо для таких усилий общеизвестные схемы колонного типа были непригодны. Устроили «мозговой штурм». Несколько дней бурно обсуждали самые невероятные, фантастические идеи. Наконец выбор был сделан. Для пресса усилием 30 тыс. т решили оставить классическую схему с силовыми колоннами, внеся в нее ряд оригинальных конструктивных решений. Для проектирования всех более мощных прессов Нисковских с Краузе предложили рамную конструкцию из толстых плит, сваренных между собой электрошлаковым способом, которая и была утверждена. Когда появился первый эскиз, возле чертежной доски Виталия Нисковских собралась вся группа: - Ха-ха, да это же не пресс, а прокатная клеть. Действительно, внешний вид пресса отдаленно напоминал клеть блюминга, но несравнимо больших размеров. Расчет конструкции, которая должна не только воспринять на себя колоссальные нагрузки, но и равномерно распределить усилия на огромной площади прессования, был настолько сложным, что для консультаций пришлось приглашать из Москвы светил науки. Тогда же, как ни удивительно, Виталий Нисковских чуть не стал директором создаваемого в Казахстане совхоза. Проводилась в те времена мобилизация членов партии для работы на целинных землях. Он уже стоял в обкоме КПСС у карты, выбирая наиболее подходящее место будущей работы, когда его вдруг взял под локоть главный конструктор Уралмашзавода Борис Павлов и сказал: - Поехали на Уралмаш. Мы с руководством обкома КПСС решили, что в конструкторском отделе от тебя будет больше отдачи. Но и после этого не раз предпринимались попытки отлучить Виталия Нисковских от конструкторской работы. Сначала его чуть было не зачислили в академию КГБ, причем его собственное мнение на этот счет никого не интересовало, но, как говорится, нет худа без добра. В анкете Нисковских указал правду: отец исключен из партии в 1937 г. Отвязались... Но тут же история повторилась, на этот раз его попытались зачислить в академию внешней торговли... И опять выручил Борис Павлов. НЕПРЕРЫВНОЕ ЛИТЬЕ 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которым на Уралмаш было возложено проектирование и изготовление оборудования для непрерывной разливки стали в крупные слитки. Уже было создано бюро непрерывной разливки стали из бывших конструкторов-прокатчиков во главе с Константином Голубковым. Новому бюро по техническому проекту Гипромеза была поручена подготовка рабочих чертежей машин непрерывного литья вертикального типа для первого конвертерного цеха Новолипецкого металлургического комбината. И как-то весной 1963 г. состоялся судьбоносный разговор Нисковских и Химича: Не нравится мне принципиальная схема этой машины, - сказал Георгий Лукич. - Посмотри, высота ее с десятиэтажный дом, а возможности по скорости разливки, по производительности ограничены. Слиток - коротышка и выдается из машины в вертикальном положении. Вот если бы удалось его каким-то способом загнуть и выдать горизонтально, увеличить скорость разливки, а там можно думать и о совмещении разливки с прокаткой. Химич еще раз взглянул на развернутые чертежи: - К большому сожалению, мы пока ничего другого предложить не можем. Но думать над схемой машины надо. От Георгия Лукича Виталий Нисковских ушел поздно вечером. Но мысли о машине для непрерывной разливки стали не давали ему покоя. А почему бы не изогнуть кристаллизатор по дуге окружности? Тогда слиток будет формироваться по этой дуге, а когда он выйдет на горизонталь, выпрямить его правильным устройством. А может быть, выпрямлять его плавно, не дожидаясь полной кристаллизации? Тогда скорость разливки не будет ограничиваться высотой машины. Но это уж слишком рискованно! Еще неизвестно, можно ли вообще литой сляб подвергать деформации. Ночь была бессонной. Перед глазами конструктора не исчезала воображаемая машина. Поднялся он рано и быстро на листке в клетку, вырванном из ученической тетради, набросал схему. Радиальный кристаллизатор установлен на качающейся раме, шарнирно закрепленной в центре, из которого описана технологическая линия машины. Далее правильная машина - и слиток выходит на горизонтальный участок. В восемь утра он уже был в кабинете Химича. Георгий Лукич долго молча смотрел на листок, затем взглянул на Виталия Нисковских: - Это то, что надо. Будем проектировать опытную машину. Как потом признавался сам Нисковских, он тогда не мог даже предположить, что с этой минуты и до конца своей жизни будет связан с непрерывной разливкой стали, что эта работа вызовет большой резонанс. Между специалистами, целыми коллективами, государственными учреждениями и деятелями крупного масштаба на долгие годы возникнет противоборство, и чисто технические споры перерастут в политические, разделят на два неравных лагеря не только специалистов, но и чиновников на всех уровнях, вплоть до Совмина и ЦК КПСС. А пока он стоял перед Георгием Лукичем и мысленно представлял себе, как будет выглядеть машина, контуры которой изобразил на листке из ученической тетради. - Где же мы ее сможем построить? Георгий Лукич посмотрел через окно в сторону завода. - Пока не знаю. Лучше бы здесь, на Уралмаше. И ПОСТРОИЛИ! - Никаких аналогов такого оборудования не было, - вспоминает Виталий Нисковских. - Все разрабатывалось с чистого листа. Ни о какой кооперации не могло быть речи. Мы не могли привлечь к разработке проекта и поставке оборудования другие организации, в первую очередь исходя из исключительно сжатых сроков создания машины. Даже автогенное оборудование для машины газовой резки решено было разработать самим. Проект машины, еще радиальной, представили на суд экспертов. И получили заключение: - Предлагаемая установка в принципе не работоспособна, в проекте нарушены все основные постулаты непрерывной разливки. Деформация слитка при его выпрямлении вызовет возникновение грубых, недопустимых дефектов. Применение контактного вторичного охлаждения слитка вместо форсуночного приведет к непредсказуемым результатам. Шагающие балки не смогут удерживать и перемещать слиток, так как в результате усадки при охлаждении слитка толщина его уменьшится и слиток провалится. Нисковских поблагодарил всех присутствующих за активное обсуждение проекта. Но заявил, что машина в самое ближайшее время будет изготовлена и опробована в мартеновском цехе Уралмашзавода. И действительно, 8 апреля 1964 г. первая в мире радиальная машина слябового типа разлила 6 т стали. Все механизмы сработали безотказно, и первую стопу слябов окружили любопытные зрители, греясь от исходящего от нее тепла. На следующий день еще предстояло взять от слябов темплеты для проверки их качества, но уже было очевидно, что рождение новой машины радиального типа состоялось. Скоро на уралмашевские слябы у металлургических заводов появился спрос. Это дало возможность проводить исследования качества не только литых заготовок, но и готовых листов после прокатки. За короткий период на машине была освоена разливка более двадцати различных марок сталей, от рядовых до высоколегированных, включая нержавеющие. Однако скорость разливки, производительность машины Георгия Химича и Виталия Нисковских не устраивала, они стали думать о разработке проекта реконструкции, который предусматривал бы плавное выпрямления слитка с еще жидкой сердцевиной, что должно было позволить резко повысить скорость разливки. Ученые пришли в ужас от таких замыслов. Уралмашевцам разъяснили, что это противоречит законам физики. А в ответ услышали от Виталия Нисковских, что законам физики этот замысел никак не противоречит, так как уже получено множество литых слябов хорошего качества по такой технологии на опытных установках. ПРИЗНАНИЕ Первыми новую конструкцию МНЛЗ признали японские металлурги, они купили у СССР лицензию на производство именно криволинейных машин. Это был грандиозный успех! А вот советские ученые и металлурги еще долго не поизнавали уралмашевцевскую новинку. Но в конечном итоге все крупнейшие металлургические комбинаты СССР, а также Восточной Европы оказались оснащены самыми высокопроизводительными в мире уралмашевскими МНЛЗ. Крупнейший на то время в мире кислородно-конвертерный цех МНЛЗ следовало ввести в эксплуатацию на Новолипецком меткомбинате. И хотя уралмашевские МНЛЗ прекрасно показали себя и в России, и в Японии, интриги продолжались. Вместо уралмашевских машин металлурги при поддержке ученых хотели купить оборудование фирмы Demag. Но Правительство СССР настаивало на отечественных машинах. Окончательно было решено строить четыре уралмашевские установки криволинейного типа с взаимозаменяемым оборудованием верхней части машины (варианты с шагающими балками и роликами) и одну машину радиального типа закупить у фирмы Demag. Когда большая часть уралмашевского оборудования в Новолипецке была уже смонтирована, на стройку прибыл Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Об особенностях уралмашевских МНЛЗ и их преимуществах начал было докладывать их главный конструктор Виталий Нисковских, но его перебил министр черной металлургии Иван Казанец: - Не слушайте его, Алексей Николаевич! Но Косыгин отстранил его: - Пусть расскажет мне главный конструктор. А с вами мы побеседуем позже. На прощание Предсовмина СССР сказал директору Уралмашзавода Николаю Рыжкову и Виталию Нисковских: - Я вижу, что вам будет очень трудно. Безусловно, я буду вам помогать, но не думайте, что моя помощь решит все проблемы. Не сдавайтесь. Держитесь. И они этот завет выполнили. Фактически во многом благодаря Виталию Нисковских сейчас весь мир разливает сталь непрерывным способом по «уралмашевской кривой». Недавно главному конструктору уралмашевских МНЛЗ исполнилось 85 лет. Но и сейчас Виталий Нисковских не прерывает связь с Уралмашем, всегда в курсе происходящих на нем событий, готов поделиться своим огромным опытом ради его возрождения. Трудно переоценить не только его научные труды, но и мемуары - книгу «Так это было: воспоминания конструктора», которая вошла в анналы истории завода, и которая еще долго будет служить воспитанию новых поколений уралмашевцев. Агеев, С. Патриарх конструкторской службы / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2010.-1-15 июня.- С.7 |
Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.