Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Нисковских В. М.

 

Нисковских Виталий Максимович

Родился в г. Вятке (Киров) в 1925 г. Окончил Уральский политехнический институт (1951). На Уралмаше с 1947 г. С 1974 по 1992 г. главный конструктор машин непрерывного литья заготовок.

Крупнейший специалист по сталеразливочному оборудованию, автор 200 изобретений в этой области, создатель отечественной школы проектирования машин непрерывного литья заготовок криволинейного типа, открывшей пути к развитию новейшей технологии производства непрерывнолитых заготовок, и один из основных разработчиков теоретической базы современных высокопроизводительных криволинейных МНЛЗ.

 На Уралмаше в 1964—1970 гг. под руководством Нисковских первые в мире образцы криволинейных МНЛЗ привели к созданию и развитию новой отрасли тяжелого машиностроения, направленной на техническое перевооружение черной металлургии.

При непосредственном участии Нисковских на Уралмаше изготовлены 36 криволинейных МНЛЗ, которые работают на всех отечественных меткомбинатах, а также в Финляндии, Югославии, Словакии, Пакистане.

Доктор технических наук (1984), заслуженный изобретатель РСФСР (1963), лауреат Государственной премии СССР (1979). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (1966), Отечественной войны II степени (1986), медалями.

 Виталий Максимович Нисковских // Неизвестный Уралмаш.- Екатеринбург, 2003.- С. 392

ПАТРИАРХ КОНСТРУКТОРСКОЙ СЛУЖБЫ

Виталий Максимович Нисковских, создатель совет­ской школы конструирования установок непрерывной разливки стали криволинейного типа, - один из тех за­мечательных конструкторов Уралмашзавода, которых с полным основанием сегодня называют патриархами, основоположниками целых отраслей отечественного машиностроения.

Его путь к триумфу был непростым. Он вполне мог стать создателем автодорожной техники, шахт или самолетов, директором совхоза в Казахстане, офицером КГБ и даже дипломатом. Но судьба распорядилась иначе.

НАЧАЛО

Когда началась Великая Отече­ственная война, Виталий Нисковских был учащимся дорожно-механического техникума и, как многие еще не подле­жащие призыву в армию по возрасту, пытался попасть на фронт. А в резуль­тате оказался в школе авиамехаников, где занятии вели преподаватели знаменитой авиационной академии им. Жуковского. Потом была служба в полку авиации дальнего действия.

После демобилизации Виталий Нисковских очень хотел поступить в «Жуковку», стать авиационным кон­структором, но в приемной комиссии академии даже разговаривать не стали: не было у него документов об окончании ни техникума, ни средней школы. Его вообще никуда не брали без этих документов, только ректор Свердловского горного института раз­решил принять условно: посмотрим, дескать, на итоги первой сессии, а там решим.

Итоги оказались такими, что при­шлось назначить Виталию Нисковских повышенную «сталинскую» стипендию. Впрочем, размер ее был таков, что хватало ровно на две булки хлеба по рыночной цене. Да и будущая специ­альность строителя шахт не очень привлекала. Поэтому по примеру фронтовых друзей родом с Уралмаша Виталий Нисковских отчислился из гор­ного института, устроился работать на Уралмашзавод, а учебу продолжил в вечернем филиале УПИ при заводе.

ПЕРВЫЕ ГОДЫ НА УРАЛ МАШЕ

Тяжело оказалось осуществить свою мечту - стать конструктором. Из цеха 82, где он работал механиком, Ви­талия Нисковских долго не отпускали. Помогли друзья. Состоялась встреча с главным конструктором прокатного оборудования Георгием Химичем, который, бросив на Нисковских про­ницательный взгляд, определил его на работу в бюро Геннадия Краузе, конструктора высочайшей квалифи­кации, под руководством которого раз­рабатывались проекты рабочих клетей прокатных станов. Но не только этим пришлось заниматься конструктору.

На заводе организовали особую группу из самых квалифицированных конструкторов и расчетчиков, которой поручили создание гаммы тяжелых гидравлических прессов для авиаци­онной промышленности. Возглавлял ее заместитель главного инженера завода Дмитрий Беренов. Вся работа этой группы была строго засекречена, поскольку проектировались невидан­ные еще в мире прессы усилием 30, 70, 150 и даже 300 тыс. т.

Нужно было найти новые схемы прессов, ибо для таких усилий обще­известные схемы колонного типа были непригодны. Устроили «мозговой штурм». Несколько дней бурно об­суждали самые невероятные, фанта­стические идеи. Наконец выбор был сделан. Для пресса усилием 30 тыс. т решили оставить классическую схему с силовыми колоннами, внеся в нее ряд оригинальных конструктивных реше­ний. Для проектирования всех более мощных прессов Нисковских с Краузе предложили рамную конструкцию из толстых плит, сваренных между собой  электрошлаковым способом, которая и была утверждена. Когда появился первый эскиз, возле чертежной доски Виталия Нисковских собралась вся группа:

- Ха-ха, да это же не пресс, а прокатная клеть.

Действительно, внешний вид пресса отдаленно напоминал клеть блюминга, но несравнимо больших размеров. Расчет конструкции, ко­торая должна не только воспринять на себя колоссальные нагрузки, но и равномерно распределить усилия на огромной площади прессования, был настолько сложным, что для консуль­таций пришлось приглашать из Москвы светил науки.

Тогда же, как ни удивительно, Виталий Нисковских чуть не стал ди­ректором создаваемого в Казахстане совхоза. Проводилась в те времена мобилизация членов партии для рабо­ты на целинных землях. Он уже стоял в обкоме КПСС у карты, выбирая наи­более подходящее место будущей ра­боты, когда его вдруг взял под локоть главный конструктор Уралмашзавода Борис Павлов и сказал:

- Поехали на Уралмаш. Мы с руководством обкома КПСС решили, что в конструкторском отделе от тебя будет больше отдачи.

Но и после этого не раз предпри­нимались попытки отлучить Виталия Нисковских от конструкторской работы. Сначала его чуть было не зачислили в академию КГБ, причем его собствен­ное мнение на этот счет никого не интересовало, но, как говорится, нет худа без добра. В анкете Нисковских указал правду: отец исключен из пар­тии в 1937 г. Отвязались... Но тут же история повторилась, на этот раз его попытались зачислить в академию внешней торговли... И опять выручил Борис Павлов.

НЕПРЕРЫВНОЕ ЛИТЬЕ

 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, кото­рым на Уралмаш было возложено про­ектирование и изготовление оборудо­вания для непрерывной разливки ста­ли в крупные слитки. Уже было создано бюро непрерывной разливки стали из бывших конструкторов-прокатчиков во главе с Константином Голубковым. Новому бюро по техническому проекту Гипромеза была поручена подготовка рабочих чертежей машин непрерывно­го литья вертикального типа для перво­го конвертерного цеха Новолипецкого металлургического комбината.

И как-то весной 1963 г. состоялся судьбоносный разговор Нисковских и  Химича:

Не нравится мне принципи­альная схема этой машины, - сказал Георгий Лукич. - Посмотри, высота ее с десятиэтажный дом, а возможности по скорости разливки, по производитель­ности ограничены. Слиток - коротышка и выдается из машины в вертикальном положении. Вот если бы удалось его каким-то способом загнуть и выдать горизонтально, увеличить скорость разливки, а там можно думать и о со­вмещении разливки с прокаткой.

Химич еще раз взглянул на раз­вернутые чертежи:

- К большому сожалению, мы пока ничего другого предложить не можем. Но думать над схемой машины надо.

От Георгия Лукича Виталий Нисковских ушел поздно вечером. Но мысли о машине для непрерывной разливки стали не давали ему покоя. А почему бы не изогнуть кристаллиза­тор по дуге окружности? Тогда слиток будет формироваться по этой дуге, а когда он выйдет на горизонталь, вы­прямить его правильным устройством. А может быть, выпрямлять его плавно, не дожидаясь полной кристаллизации? Тогда скорость разливки не будет ограничиваться высотой машины. Но это уж слишком рискованно! Еще неизвестно, можно ли вообще литой сляб подвергать деформации.

Ночь была бессонной. Перед гла­зами конструктора не исчезала вооб­ражаемая машина. Поднялся он рано и быстро на листке в клетку, вырванном из ученической тетради, набросал схему. Радиальный кристаллизатор установлен на качающейся раме, шарнирно закрепленной в центре, из которого описана технологическая линия машины. Далее правильная машина - и слиток выходит на гори­зонтальный участок.

В восемь утра он уже был в кабине­те Химича. Георгий Лукич долго молча смотрел на листок, затем взглянул на Виталия Нисковских:

- Это то, что надо. Будем про­ектировать опытную машину.

Как потом признавался сам Ни­сковских, он тогда не мог даже предпо­ложить, что с этой минуты и до конца своей жизни будет связан с непрерыв­ной разливкой стали, что эта работа вызовет большой резонанс. Между специалистами, целыми коллективами, государственными учреждениями и деятелями крупного масштаба на дол­гие годы возникнет противоборство, и чисто технические споры перерастут в политические, разделят на два нерав­ных лагеря не только специалистов, но и чиновников на всех уровнях, вплоть до Совмина и ЦК КПСС.

А пока он стоял перед Георгием Лукичем и мысленно представлял себе, как будет выглядеть машина, контуры которой изобразил на листке из ученической тетради.

- Где же мы ее сможем постро­ить?

Георгий Лукич посмотрел через окно в сторону завода.

- Пока не знаю. Лучше бы здесь, на Уралмаше.

 И ПОСТРОИЛИ!

- Никаких аналогов такого обо­рудования не было, - вспоминает Виталий Нисковских. - Все разраба­тывалось с чистого листа. Ни о какой кооперации не могло быть речи. Мы не могли привлечь к разработке про­екта и поставке оборудования другие организации, в первую очередь исходя из исключительно сжатых сроков соз­дания машины. Даже автогенное обо­рудование для машины газовой резки решено было разработать самим.

Проект машины, еще радиальной, представили на суд экспертов. И по­лучили заключение:

- Предлагаемая установка в прин­ципе не работоспособна, в проекте нарушены все основные постулаты непрерывной разливки. Деформация слитка при его выпрямлении вызовет возникновение грубых, недопустимых дефектов. Применение контактного вторичного охлаждения слитка вместо форсуночного приведет к непредска­зуемым результатам. Шагающие балки не смогут удерживать и перемещать слиток, так как в результате усадки при охлаждении слитка толщина его уменьшится и слиток провалится.

Нисковских поблагодарил всех присутствующих за активное обсужде­ние проекта. Но заявил, что машина в самое ближайшее время будет изго­товлена и опробована в мартеновском цехе Уралмашзавода.

И действительно, 8 апреля 1964 г. первая в мире радиальная машина слябового типа разлила 6 т стали. Все механизмы сработали безотказно, и первую стопу слябов окружили любопытные зрители, греясь от исходящего от нее тепла. На сле­дующий день еще предстояло взять от слябов темплеты для проверки их качества, но уже было очевидно, что рождение новой машины радиального типа состоялось.

Скоро на уралмашевские слябы у металлургических заводов появился спрос. Это дало возможность прово­дить исследования качества не только литых заготовок, но и готовых листов после прокатки.

За короткий период на машине была освоена разливка более двад­цати различных марок сталей, от рядовых до высоколегированных, включая нержавеющие. Однако ско­рость разливки, производительность машины Георгия Химича и Виталия Нисковских не устраивала, они стали думать о разработке проекта рекон­струкции, который предусматривал бы плавное выпрямления слитка с еще жидкой сердцевиной, что должно было позволить резко повысить скорость разливки.

Ученые пришли в ужас от таких замыслов. Уралмашевцам разъяснили, что это противоречит законам физики. А в ответ услышали от Виталия Ни­сковских, что законам физики этот за­мысел никак не противоречит, так как уже получено множество литых слябов хорошего качества по такой технологии на опытных установках.

ПРИЗНАНИЕ

Первыми новую конструкцию МНЛЗ признали японские металлур­ги, они купили у СССР лицензию на производство именно криволинейных машин. Это был грандиозный успех!  А вот советские ученые и металлурги  еще долго не поизнавали уралмашевцевскую новинку. Но в конечном итоге все крупнейшие металлургические комбинаты СССР, а также Восточной Европы оказались оснащены самыми высокопроизводительными в мире уралмашевскими МНЛЗ.

Крупнейший на то время в мире кислородно-конвертерный цех МНЛЗ следовало ввести в эксплуатацию на Новолипецком меткомбинате. И хотя уралмашевские МНЛЗ прекрасно показали себя и в России, и в Япо­нии, интриги продолжались. Вместо уралмашевских машин металлурги при поддержке ученых хотели купить оборудование фирмы Demag. Но Правительство СССР настаивало на отечественных машинах. Оконча­тельно было решено строить четыре уралмашевские установки криволи­нейного типа с взаимозаменяемым оборудованием верхней части машины (варианты с шагающими балками и роликами) и одну машину радиального типа закупить у фирмы Demag.

Когда большая часть уралмашевского оборудования в Новолипецке была уже смонтирована, на стройку прибыл Председатель Совета Ми­нистров СССР Алексей Косыгин. Об особенностях уралмашевских МНЛЗ и их преимуществах начал было до­кладывать их главный конструктор Виталий Нисковских, но его перебил министр черной металлургии Иван Казанец:

- Не слушайте его, Алексей Ни­колаевич!

Но Косыгин отстранил его:

- Пусть расскажет мне главный конструктор. А с вами  мы побеседуем позже.

На прощание Предсовмина СССР сказал директору Уралмашзавода Николаю Рыжкову и Виталию Нисков­ских:

- Я вижу, что вам будет очень трудно. Безусловно, я буду вам помо­гать, но не думайте, что моя помощь решит все проблемы. Не сдавайтесь. Держитесь.

И они этот завет выполнили. Фак­тически во многом благодаря Виталию Нисковских сейчас весь мир разлива­ет сталь непрерывным способом по «уралмашевской кривой».

Недавно главному конструктору уралмашевских МНЛЗ исполнилось 85 лет. Но и сейчас Виталий Нисковских не прерывает связь с Уралмашем, всегда в курсе происходящих на нем событий, готов поделиться своим огромным опытом ради его возрожде­ния. Трудно переоценить не только его научные труды, но и мемуары - книгу «Так это было: воспоминания кон­структора», которая вошла в анналы истории завода, и которая еще долго будет служить воспитанию новых поколений уралмашевцев.

 Агеев, С. Патриарх конструкторской службы / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2010.-1-15 июня.- С.7 

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта