Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Миценгендлер И. С.

Миценгендлер Иосиф Соломонович

Агеев, С. С. «Гроссмейстер инженерной мысли»

На Уралмаше работало немало людей, оставивших заметный след в истории завода. Среди них Иосиф Соломонович Миценгендлер — специалист, обладавший необычайно широким инженерным кругозором и большими организаторскими способностями. Его привлекали к решению самых сложных вопросов, и он всегда находил оригинальные и эффективные решения.

ИЗ-ЗА СТАНКА

На Уралмашзаводе Иосиф Миценгендлер работал с 1 апреля 1931 г. Именно тогда, в апреле 1931 г., Уралмашзавод получил статус самостоятельного предприятия: появилось заводоуправление, которое стало руководить первыми действующими заводскими цехами, главным образом, металлургическими. Тогда же был назначен и первый директор завода - Петр Старов.

Миценгендлера приняли в модельный цех техником-плановиком, потом там же он работал техником-конструктором. Как и многие другие молодые уралмашевцы, работу он совмещал с учебой в Индустриальном институте (ныне УГТУ-УПИ). Интересно, что оказался он в самом первом наборе студентов, обучавшихся обработке металлов резанием. Группа так и называлась — ОР-1. Многие его однокашники тоже работали на Уралмаше, в том числе и будущий главный инженер завода Сергей Самойлов.

Спрос на дипломированных инженеров тогда был колоссальный: в 1930-е гг. построили множество заводов, а инженерные кадры для них подготовить не успели. Отчасти поэтому по служебной лестнице Иосиф Соломонович продвигался стремительно. Но только отчасти, главное, конечно же, было в другом - сын простого рабочего-железнодорожника из Челябинска оказался талантливым машиностроителем.

В 1935 г. Иосифа Миценгендлера назначили мастером мехцеха №1, потом старшим мастером, заместителем начальника цеха. В декабре 1938 г. он в 27 лет становится начальником мехцеха №1, гордости Уралмаша, цеха, где, как тогда говорили, можно изготовить и собрать любую самую крупную машину, которую только может придумать конструктор. В июне 1939 г. он назначается заведующим производственным отделом завода, в ноябре 1939 г. - заместителем главного технолога серийного производства. Войну встретил снова начальником мехцеха №1, где срочно осваивался выпуск оборонной продукции.

Бдительные «органы» арестовали его 13 октября 1941 г., как раз тогда, когда заводу были особенно нужны квалифицированные специалисты, ведь освоение производства бронекорпусов тяжелых танков шло с большим трудом.

В хрущевскую «оттепель» писатель Виктор Панов, корреспондент журнала «Новый мир», задал Миценгендлеру, начальнику цеха 29, вопрос:

— А война застала вас на каком участке?

— Война... — маленький, подвижный, он прошелся по кабинету. Переложил на столе бумаги, бережно подровняв их края, и быстро глянул на меня: — Тут дело такое: последние три месяца сорок первого я сидел в тюрьме... Из пятидесяти свидетелей сорок девять высказались в мою защиту. С которыми много ругался у станков, когда начали танки готовить, те как раз первыми и пришли выручать.

— Но за что же все-таки?

— Видите ли... Война началась внезапно, и нам трудно было перестраиваться... Начались не только горячие, но, можно сказать, раскаленные денечки. Поспорил я с одним высоким начальником...

В общем-то, Иосиф Соломонович попал под раздачу. И вместо решения сложных инженерных проблем, на которые он был горазд, ему пришлось заняться в тюремной камере дрессировкой тараканов. Другого занятия для его деятельной натуры в самые грозные для страны месяцы не нашлось.

Впрочем, дело, которое ему шили, скоро развалилось. Завод в срок выполнил задание Государственного Комитета обороны по производству бронекорпусов. И немалый вклад в это дело внес Миценгендлер, до ареста создавший в цехе технологические линии по выпуску оборонной продукции, это было понятно всем.

3 января 1942 г. Иосифа Миценгендлера снова приняли на завод, сначала в отдел главного технолога на должность заведующего техническим бюро. Потом он работал главным технологом бронекорпусного производства, заместителем начальника и начальником ряда механосборочных цехов.

ИЗ ЦЕХА — В KOHCTPУKTOPbl

И сейчас на заводе много оборудования, спроектированного под руководством Иосифа Миценгендлера в отделе главного конструктора общего машиностроения (ОГК ОМ). Кстати, отдел этот в 1961 г. руководство завода создало именно под Иосифа Соломоновича, так как он зарекомендовал себя непревзойденным специалистом по решению разнообразных и сложных задач. А славу эту он заслужил в 1940-1950-е гг., когда на заводе часто проводились конкурсы на расшивку узких мест производства, и в них всегда побеждал Миценгендлер.

В 1955-1956 гг. в производстве оказались сразу 30 станин тонколистовых прокатных станов. Станки, пригодные для их обработки, были тогда только в цехе 29 (это три пролета в цехе 1). По предложению начальника цеха 29 Иосифа Миценгендлера была организована стендовая обработка станин, что позволило справиться с задачей. Вообще, он еще очень много сделал для совершенствования производства в этом цехе. Одно из наиболее заметных нововведений — два поворотных стола грузоподъемностью по 100 т.

На рубеже 1950-1960-х гг., когда вовсю шла реконструкция завода, сотни проектов на нестандартное оборудование зависли из-за того, что некому было их готовить. Так и появился отдел главного конструктора общего машиностроения.

Сам факт перевоплощения организатора производства в конструктора уникален: из производственной службы в конструкторскую, да еще в пятьдесят лет, не переходят! Но такой уж это был человек — энергичный, эрудированный, с удовольствием бравшийся за решение новых задач. Лишь бы они были посложнее да поинтереснее! Руководство завода это очень даже устраивало, и в ОГК ОМ отправляли задания на все необычное, нерутинное.

Как конструктора Иосифа Соломоновича ценили очень высоко. Когда в начале 1960-х формировали группу из лучших специалистов для проектирования суперпрессов, то в нее включили и Миценгендлера, хотя такими конструкторскими разработками он никогда ранее не занимался. Разве что технологическими вопросами механообработки колоссальных деталей прессов на станках в цехе 29 да сборкой узлов в цехе 32. Но в данном случае нужен был, прежде всего, специалист, обладающий широким инженерным кругозором, не зацикленный на традиционных решениях, генератор идей.

Работа по проектированию прессов стала лишь эпизодом в творческой биографии главного конструктора общего машиностроения. Когда создавали блок цехов сварных машиностроительных конструкций (БЦСМК), то для его оснащения агрегатами механизации трудоемких и транспортных работ завод своими силами спроектировал и изготовил 12 тыс. т различного нестандартного оборудования. Наибольший вклад в его проектирование внесли конструкторы общего машиностроения. За создание БЦСМК группе уралмашевцев, в том числе Иосифу Миценгендлеру, была присуждена Государственная премия СССР.

ОТ АЭС ДО ВСЯКОЙ ДРЕБЕДЕНИ

Как говорил сам Иосиф Миценгендлер, «мы проектируем все — от АЭС до всякой дребедени». Действительно, его отдел одновременно работал над 50-60 темами. Чертежных досок в ОГК ОМ было несколько сотен. И за неделю главный конструктор обходил их все. Он напоминал гроссмейстера, который выходит один против сотни, а то и более, шахматистов, ниже его по уровню квалификации на порядок, а то и два. Иосиф Соломонович хорошо помнил, что было на том или ином чертеже неделю назад и мог сказать конструктору: «Я вижу, что вы совсем не продвинулись!» И давал дельные советы.

Под руководством Миценгендлера было спроектировано огромное количество металлургического оборудования: электропечи для цеха 36, поточные линии для литейных цехов, оборудование для очистки литья, газоочистные установки и много что еще. В составе ОГК ОМ действовало конструкторское бюро, проектировавшее специальные машины. В том числе станки, которые нигде в стране не выпускались, например, для обработки деталей и узлов шагающих экскаваторов непосредственно на месте сборки. И не только станки, но и подъемно-транспортное оборудование. Даже специальные пожарные машины проектировали в этом бюро.

Два КБ в ОГК ОМ занимались проектированием оборудования для атомной энергетики. Оно экспортировалось во все страны Восточной Европы. Одно время даже шли разговоры о том, что конструкторы ОГК ОМ будут работать и над проектами атомных реакторов, но разговоры остались всего лишь разговорами.

Очень большая работа в ОГК ОМ велась по проектированию товаров народного потребления, самой дефицитной продукции в СССР. В 1970-е гг. руководство страны обязало каждый завод выпускать ширпотреб. И Уралмашзавод, хоть он и предприятие тяжелого машиностроения, вскоре стал лидером по этому направлению. Что только не проектировали в ОГК ОМ! И сувениры, и спортивные снаряды, и кухонную мебель. Даже огромные аквариумы, в которых на заводе выращивали карпов, и то проектировали «омовцы». Изюминкой стала, конечно же, стиральная машина «Малютка», ради нее даже сборочный цех в поселке Красное построили! А прототип «Малютки», крохотную французскую «Фею», привез из Москвы с выставки сам Иосиф Соломонович. Спрос на уралмашевские стиральные машины был колоссальный, завод выпускал их сотнями тысяч в год, и для завода они стали своего рода твердой валютой — «Малютки» можно было обменять на что угодно, любые материалы и комплектующие для основного производства.

Вспоминает Стальда Борисовна Наварская, руководитель группы конструкторов товаров народного потребления:

— Проектирование товаров народного потребления было любимой темой Иосифа Соломоновича. Рано утром, еще до восьми часов, раздавалась трель нетерпеливых телефонных звонков: «Зайдите!»

Мне вручался клочок бумаги с очередной конструкторской идеей с указанием: «Немедленно проработать!» И неприятностей было не счесть, если часа через два-три, когда он стремительно влетал в нашу комнату, у нас не было готового решения о возможности внедрения его мысли. Стремительность его была всем известна. Он не сидел в кабинете, а в течение дня каждый мог видеть его быструю фигуру, несущуюся подскакивающей походкой по полутемному коридору.

Самыми мучительными днями для него были субботы и воскресенья. Он их воспринимал как личное оскорбление и, кажется, действительно не понимал, как это можно на два дня забыть про работу и заниматься какими-то домашними делами.

Первое время нам очень доставалось от него. Разгневанный Миц, показав свой характер, вылетал из комнаты, хлопнув дверью. Но, круто развернувшись у своего кабинета, он так же быстро возвращался к нам и уже спокойным, ровным, доброжелательным тоном начинал обсуждать какой-нибудь незначительный вопрос. Мы все понимали: чувствует, что погорячился, извиняется. Все сразу веселели, шутили. Он обладал хорошо развитым чувством юмора, и часто беседы перемежались взаимной доброжелательной перепалкой.

Не помним, чтоб когда-то он хвалил, да этого и не надо было. Сделали дело и вместе радовались успехам.

ЛЮДИ ЕГО ЛЮБИЛИ

Ветеран цеха 29 Валентин Чунтонов утверждает, что в этом цехе Иосифа Соломоновича помнят до сих пор:

— Самстроем занимались все подразделения завода, но только в нашем цехе была полностью ликвидирована очередь на улучшение жилищных условий. Таким вот замечательным руководителем был Иосиф Соломонович. Когда он уходил из цеха, рабочие и мастера сильно сожалели об этом.

Анвар Валитов, руководитель представительства ОАО НПО «ВНИИПТМАШ» в Екатеринбурге, начинал свой трудовой путь в ОГК ОМ и хорошо помнит, как главный конструктор провожал мужчин отдела на тушение пожаров в лесах на севере Свердловской области:

— Поезд отходил с заводской территории примерно в 22 часа. Иосиф Соломонович подошел к составу и на прощание пожал руку каждому своему подчиненному.

— Возвращайтесь здоровыми, берегите себя, — сказал он на прощание. — Это нам всем запомнилось. Были у Миценгендлера и увлечения. Мало кто теперь знает, что он стал одним из первых, если не самым первым, автолюбителей на Уралмаше. Начинал с «Москвича», потом купил «Волгу ГАЗ-21»,

Ну и, конечно, шахматы. В 1948 г. он завоевал титул чемпиона Уралмашзавода. Мог ночами просидеть за шахматами.

Кстати, именно увлечение шахматами помогло Миценгендлеру сделать важное изобретение, когда он некоторое время работал заместителем главного металлурга. У литейщиков испокон веку существовала проблема сочленения полуформ. Иосиф Соломонович предложил размечать подмодельные плиты на квадратики и каждому присвоить свои координаты, как на шахматной доске. Эти приспособления потом переняли от Уралмаша многие предприятия.

— Замечательный это был человек, — говорит председатель Совета ветеранов Уралмашзавода Леонид Гурьянов. — Его помнят все, кто работал в пятидесятые — шестидесятые годы.

Библиография:

Миценгендлер Иосиф Соломонович: [главный конструктор Уралмашзавода. 1911-1977] //Неизвестный Уралмаш.-Екатеринбург, 2003.-С.267

Агеев, С. С. Гроссмейстер инженерной мысли /С. С. Агеев //За тяжелое машиностроение.-2011.-№1(1-19 янв.).-С.7

Политов, Е. И в работе он был ферзем /Е. Политов //За тяжелое машиностроение.-2001.-№86 (14 дек.).-С.3

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта