Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Кротов В. В.

Виктор Васильевич Кротов

 В. В. Кротов родился 30 апреля 1912 года в Перми. Закончил  Пермский индустриальный техникум в 1933 году. Трудовую деятельность начал на Мотовилихинском машиностроительном заводе (п/я 172). Работал механиком цеха, замначальника цеха, начальником цеха, начальником механосборочного производства. В 1945 году был назначен директором завода № 106 в Хабаровске, а с октября 1947 года возглавил завод № 8 им. М.И. Калинина.

Под руководством В.В. Кротова было завершено производство ствольной артиллерии, которое продолжалось 90 лет, и начато производство электрических погрузчиков - основной граж­данской продукции XX века. Завод начал подготовку к производству ракетной техники.

В 1958 году В.В. Кротов был назначен директо­ром Уральского завода тяжелого машиностроения, а в 1963-м - председателем Средне - Уральского совнар­хоза.

Но и на этом связь ЗиКа с деятельностью В.В. Кротова не утрачивается. В 1964 году постановлением Среднеуральского совнархоза, подписанным В.В. Кро­товым, работы по созданию РПК-2 «Вьюга» были пере­даны из ОКБ-9 (гл. конструктор Ф.Ф. Петров) в ОКБ-8 (гл. конструктор Л.В. Люльев). На завод им. Калинина были переведены большая группа конструкторов и тех­ников, работавших по данной тематике, а также произ­водственные цеха № 20 (начальник цеха Д.С. Миркин), № 100 (начальник цеха Н.И. Баранчиков) и цех № 121, на­ходящиеся на территории Уралмашзавода. Так, по воле Виктора Васильевича завод им. М.И. Калинина и ОКБ-8 получили новую тему развития конструкторской мысли и производственной деятельности - производство морских изделий.

В 1965 году Кротов был переведен в Москву, где занимал  должности замминистра тяжелого энергетического машиностроения, министра транспортного машиностроения СССР.

- Он был стремительный, как ракета, - вспоминают ветераны о Вик­торе Васильевиче Кротове. - Ни в одном уголке завода нельзя было за­страховаться от неожиданного появления директора. Он мог нагрянуть как снег на голову в любое время суток. Даже в 2 или 3 часа ночи.

- Если ночью в цехе что-то произошло, то первым появлялся дирек­тор, а уж потом подтягивались другие заводские руководители, подня­тые из постелей звонками дежурного по заводу. Тут же, на месте, выра­батывали коллективное мнение, как разрешить ситуацию, потому что Виктор Васильевич терпеть не мог откладывать что-либо «на завтра».

- Дело для него было важнее всего. Виктор Васильевич мгновенно схватывал суть проблемы, даже незнакомой ранее, и тут же указывал пути ее решения, иной раз совершенно неожиданные. Потом оказыва­лось, что он точно попал в цель. А если уж принимал решение, то оно всегда доводилось до конца. Иного просто быть не могло.

- Его можно было убедить в своей точке зрения, главное, надо было ее четко обосновать. Вот тогда он становился ярым сторонником подан­ной ему идеи, и обо всем дальнейшем можно было уже не беспокоиться.

Виктора Васильевича знали тысячи людей, самых разных по харак­теру, уровню культуры, образования, профессии, квалификации. А ха­рактеристики героя нашего очерка схожие.

Жить в обществе и быть свободным от него невозможно, утверж­дали классики марксизма. С подросткового возраста В.В. Кротов варился в производственной среде, начи­нал свой путь на Мотовилихе с «фабзайца», а завершил там свою карьеру начальником механосборочного производства, заме­стителем главного инженера. Для самого В.В. Кротова назначение директором важ­нейшего оборонного завода было, конечно, желанным. Как коренной мотовилихинец он понимал толк в производстве вооруже­ния, любил это дело. В годы Великой Оте­чественной войны он, кстати, руководил производством изделий, которые ранее вы­пускались в Подлипках, - малокалиберной зенитной артиллерии и 45-мм противо­танковых пушек. Ну, а то, что ЗиК в этот момент находился далеко не в лучшем со­стоянии, его мало смущало - зато было, где развернуться его деятельной натуре!

Так уж получилось, что именно в те годы, когда Машиностроитель­ным заводом им. М.И. Калинина руководил В.В. Кротов, предприятие завершило производство ствольной артиллерии и приступило к проек­тированию и производству зенитно-ракетных комплексов. Перестрой­ка всегда тяжело обходится любому предприятию, тем более занимаю­щемуся производством серийной продукции. Надо было перестраивать буквально все технологические процессы, резко повышать культуру производства. А производственные площади у предприятия старые, на­спех введенные в годы войны. Кое-где полы в цехах были в то время земляными, прикрытые деревянными шашками. Станки - устаревшие, да к тому же еще и разбитые, в войну их эксплуатировали нещадно... Какие уж тут высокие технологии!

И Виктор Васильевич развивает производственную базу завода. В 1955 году сдается в эксплуатацию корпус №5, где размещаются свароч­ный цех черных металлов и службы транспортного цеха. В 1956 году был заложен корпус №14 для инструментального цеха.

Для возведения новых промышленных объектов и жилья для работ­ников нужна была своя строительная база, и В.В. Кротов строит кир­пичный завод. Его ввели в эксплуатацию в 1955 году.

При Викторе Васильевиче в 1956 году завод начал также выпуск пер­спективной гражданской продукции - электрических погрузчиков. В бывшем СССР завод даже являлся монополистом по выпуску малогаба­ритных однотонных погрузчиков и производил их до 7 тысяч в год. По качеству они нисколько не уступали зарубежным образцам, т.к. при их производстве использовались и технологии, применявшиеся для про­изводства вооружения.

При его непосредственном участии на заводе был открыт филиал Ле­нинградского военно-механического техникума, построены заводской клуб и стадион.

Своей энергией, настойчивостью, организаторскими способностями В.В. Кротов выделялся даже среди сильного уральского корпуса дирек­торов оборонных предприятий. И поэтому, когда в 1957 году был создан Свердловский Совет народного хозяйства (отраслевые министерства на время ликвидировали), его назначили начальником пятого управления ССНХ, руководившего всей оборонной промышленностью Среднего Урала. Впрочем, ненадолго, через два месяца он уже заместитель пред­седателя Свердловского Совнархоза, а еще через полгода назначается директором Уралмашзавода. Назначение это было неожиданным, но так уж сложились обстоятельства: на «флагмане» начиналась большая реконструкция, создание так называемого «второго Уралмаша».

Виктор Васильевич Кротов без всяких протекций прошел трудней­ший путь, начавшийся в ФЗУ Мотовилихи и закончившийся в Москве на Новом Арбате, в кабинете министра энергетического машинострое­ния СССР.

По числу государственных наград Виктор Васильевич, наверное, ли­дирует среди калининцев: три ордена Ленина, орден Октябрьской Рево­люции, орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов и орден «Знак Почета». И еще он Лауреат Государственной премии СССР 1969 года.

 Виктор Васильевич Кротов / ред. Ю. Бриль  // Отечества надежный щит. Машиностроительный завод имени М. И. Калинина.- Екатеринбург, 2013.- С.264-267

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта