Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Фидлер В. Ф.

 

Фидлер Владимир Федорович

Агеев, С. Человек колоссальной энергии / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2011.-16-31 декабря.- С.7

25 декабря исполнилось 130 лет со дня рождения Владимира Федоровича Фидлера - главного инженера проекта Уралмашзавода и главного инженера Уралмашиностроя. Переоценить его вклад в создание нашего предприятия невозможно, он был душой строительства. 

 МАСШТАБЫ ШИРЕ!

Работа Владимира Фидле­ра на строительстве Уралмаш­завода - яркий пример того, на­сколько идея индустриализации страны захватила не только рабочий класс и крестьянство, но и интеллигенцию. Ради воплощения идеи создания могучего государства с высо­коразвитой промышленностью многие инженеры работали сут­ками напролет, выкладываясь полностью, без остатка.

То, что Владимиру Федоро­вичу удалось воплотить всего за несколько лет, поражает воображение.

Во-первых, он создавал не только Уралмашзавод. Как главный инженер филиала Государственного института по проектированию новых метал­лургических заводов Фидлер имел прямое отношение к про­ектированию Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, будущих заказчи­ков машин с маркой «УЗТМ».

Во-вторых, проектируемый Уралмашзавод должен был выпускать самое разнообраз­ное оборудование: дробилки и мельницы, агломерационные машины, доменное оборудо­вание, краны и мартеновское оборудование для сталепла­вильных цехов, прокатные ста­ны (блюминги, рельсобалочные, листовые), тяжелые гидравли­ческие прессы. И для изготов­ления всего этого надо было предусмотреть закупку и раз­мещение в цехах УЗТМ самого разнообразного оборудования, начиная от выплавки стали и заканчивая сборкой уникальных машин. Это ж какую инженерную эрудицию надо было иметь, чтобы взяться за решение столь сложных задач да еще при почти полном отсутствии хорошо под­готовленных специалистов!

В-третьих, в годы первых пятилеток в Свердловске стро­ился не только Уралмашзавод, а комплекс машиностроительных предприятий. Существовал генеральный план постройки целого ряда заводов на терри­тории нынешнего Орджоникидзевского района с общими подъ­ездными железнодорожными путями. Между предприятиями-соседями надо было предусмо­треть тесные кооперационные связи. По этому проекту, напри­мер, кузнечно-прессовый цех бу­дущего Уралмашзавода должен был изготавливать поковки для валов и роторов турбин весом до 85 т - планировалось, что та­кие будет выпускать Уральский турбинный завод.

Но Фидлер мечтал об уни­кальном прессовом оборудова­нии, способном изготавливать поковки весом до 100 т. Таких прессов во всем мире были тогда единицы. Не сразу, но все же мечта его осуществи­лась, в Германии закупили парогидравлический пресс фирмы «Гидравлик» усилием 10 тыс. т. Но и этим главный ин­женер проекта не ограничился, без ведома вышестоящих ин­станций он увеличил размеры механического цеха 1.

Это могло ему дорого обой­тись. Но получилось иначе. В 1932 г. Владимира Федоровича вызвали в ВСНХ - учреждение, которое в то время управляло всей промышленностью СССР. На совещании разбиралась ситуация с планом по про­изводству уникального обо­рудования в СССР. Ввод в эксплуатацию Новокраматор­ского машиностроительного завода задерживался, и ста­вился вопрос об увеличении производственных мощностей Уралмашзавода. Руководство ВСНХ хотело знать, в какой срок можно реконструировать еще строящийся завод для выпол­нения укрупненной программы и во что это обойдется.

Всех несказанно удивил от­вет Владимира Фидлера: завод вполне может выполнять планы в больших объемах, причем из­готавливать более тяжелые и крупные детали, чем предусма­тривалось ранее. Подкрановые балки сделали более прочны­ми, что обеспечивает большую грузоподъемность кранов, а ширина пролетов в цехе 1 дает возможность изготовления любых, самых крупных из­делий, которые только могут предусмотреть конструкторы. Все это сделано в пределах выделенной на строительство сметы, предусматривавшей значительно меньшие техно­логические возможности Урал­машзавода.

На том совещании, об­ратившись к председателю ВСНХ Григорию Орджоникидзе, Фидлер сказал:

- А меня за то, что я вас обманул, прошу предать суду!

В ответ Орджоникидзе встал и начал демонстративно аплодировать докладчику.

- Так должен поступать каждый советский инженер, - резюмировал руководитель всей советской тяжелой про­мышленности.

 ЗАВОД С НУЛЯ

Уралмашзавод и соцгород при нем начинали строить на голом месте. В Свердловске не было ни предприятий по производству строительных материалов, ни специализированных строительных организаций.  Обходились своими силами,  «хозяйственным методом».  Требовался бутовый камен и щебенка - разрабатывал каменный карьер на станции Исеть, дробили камень. Требовался песок - создавали песчаные карьеры Калюткинский  и Калиновский. Требовался кирпич - строили кирпичный завод. Решалось все очень просто.

Очевидцы строительства завода оставили воспоминания,  как это происходило. Например, Фидлер говорит молодому проектанту:

- Вот что, голубчик, срочно изучайте кирпичное производство и проектируйте механизацию кирпичного завода.

Тот изучал, делал проект, кирпичный завод строился, а из его продукции строили завод и соцгород.

Нужен был лес - Фидлер давал указание другому моло­дому специалисту, и тот проек­тировал лесопильный завод.

Так под опекой Владимира Федоровича получало практи­ческие навыки новое поколение инженеров. Молодых специали­стов, что проектировали цеха завода, Фидлер добродушно называл «детским садом». Но они не обижались, ведь возмож­ности для профессионального роста под руководством такого руководителя у них были колос­сальные. В начале 1930-х гг. стройплощадка Уралмашзавода благодаря новым технологиям строительства привлекала спе­циалистов со всей страны. Вот как очевидец тех событий Борис Шалаев описывает создание кузнечно-прессового цеха:

- Вокруг необычайно глу­бокого котлована, по самому его краю, тянулась узкоко­лейная дорожка, по которой непрерывным потоком днем и ночью двигались вагонетки с бетоном. Их кузова кланялись внутрь котлована, чтобы вы­лить свою порцию жидкого бетона, огибали этот котлован и уходили за новой порцией. Как это было тогда поражающе грандиозно!

 РАБОТА ДО ИЗНЕМОЖЕНИЯ

Владимир Федорович Фид­лер происходил из семьи об­русевших немцев. В 1900 г. он окончил Екатеринбургское реальное училище, затем -Томский технологический ин­ститут. Работал заведующим инструментальным цехом Златоустовской оружейной фа­брики, заведующим шанцевым и кузнечно-котельным произ­водствами.

С октября 1917 г. он стал управляющим Златоустовскими казенными заводами, по­том - главным инженером по реэвакуации оборудования Златоустовских заводов из Сибири, куда оно было вывезено во время гражданской войны. Был техническим руководителем правления заводов горнозавод­ской промышленности Южного Урала, главным инженером Златоустовских государствен­ных заводов.

В Уралмашинострой в дека­бре 1926 г. он пришел с долж­ности помощника технического руководителя Уральского горно­заводского треста, где занимал­ся работами по реконструкции и расширению Златоустовских, Миасского, Артинского и других уральских заводов.

Все должности высокие, но денег, чтобы прокормить большую семью - шестерых своих детей и троих приемных, не хватало. Так что на Южном Урале Владимир Федорович вел жизнь обычного уральского рабочего: сам косил сено для своего скота, копал огород, даже навоз сам вывозил. Од­нажды за этим занятием его застал один видный в Злато­усте партийный руководитель. С тех пор навоз в конюшне и коровнике у Фидлеров убирал  заводской чернорабочий.

Фидлер, как и его непо­средственный руководитель на Уралмашинострое Александр Банников, был, как сейчас говорят, трудоголиком: работал день и ночь до полного изне­можения. И вот результат: в  апреле 1932 г. в кремлевской больнице скончался Банников, 23 октября того же года в московской гостинице внезапно ушел из жизни Владимир  Фидлер.

В центральной газете «За   индустриализацию» тогда появились такие строки:

« Не найти никаких слов, чтобы выразить то жгучее чувство боли, которая охватила нас, старых инженерно-технических работников на Уралмашино­строе, при мысли о том, что Владимира Федоровича с нами больше нет. Никак не верится, что больше нет человека с ко­лоссальной энергией, необык­новенной работоспособностью, исключительно всесторонними знаниями во всех областях тех­ники, с поразительной памятью    и громадной силой воли».

 РЕПРЕССИРОВАННЫЙ  ПОСЛЕ СМЕРТИ


Невероятно, но несмотря на все заслуги, нашлись и такие, кто оклеветал Владимира Федоровича. Правда, уже после его смерти. В декабре 1933 г.   дотла сгорело любимое детище   главного инженера строительства - кузнечно-прессовый цех.

Тогда на свет божий появился  заговор шпионов и диверсантов, которые, строя завод, только и мечтали о том, как бы потом спалить его.

Выше Фидлера по должности никого из кандидатов во   вредители не оказалось, так что его и объявили руководителем подпольного диверсионного центра на Уралмаше. В качестве доказательств вины звучали и такого рода утверждения, что завод можно было встроить подешевле за счет более узких пролетов в цехах и уменьшения пространства между цехами. Вместо двух водоводов с Верх-Исетского водохранилища можно было построить один и т.д. Для спе­циалистов эти доводы, конечно, смехотворны, а для суда оказались в самый раз. Кстати, в судебном деле (а я его изучал) нет акта пожарно-технической экспертизы. То есть основополагающего документа, на котором должно базироваться следствие. Так что неудиви­тельно, что в конце 1950-х гг. Верховный суд СССР признал вину обвиняемых в поджоге цеха 37 недоказанной, и все они были реабилитированы.

Надо сказать, что сами уралмашевцы, хорошо знавшие Владимира Федоровича по со­вместной работе, нисколько не сомневались в его невино­вности.

В 1930-1950-е гг. на Уралмашзаводе в отделе главного конструктора работал Сергей Владимирович Фидлер, един­ственный из потомков Влади­мира Федоровича, которому удалось получить высшее об­разование (остальным этого не дали сделать). К сожалению, он, как и отец, довольно рано ушел из жизни, но память о себе оставил очень добрую. Фидлер-младший был одним из участников создания знамени­той гаммы тяжелых гидравличе­ских прессов для авиационной промышленности, в том чис­ле знаменитых вертикальных штамповочных прессов усили­ем 30 тыс. т, которые до сих пор успешно работают в Самаре и в Верхней Салде.

Восемь десятилетий уже прошло с момента смерти че­ловека, который спроектировал наш завод. И практически все объекты, построенные под его руководством, до сих пор в строю. Мало того, начиная с 1930-х гг. Уралмашзавод непре­рывно расширялся, осваивал новые виды продукции. Это ли не свидетельство необыкновен­но качественной работы про­ектантов и строителей завода, трудившихся под началом Вла­димира Федоровича Фидлера!

 Агеев, С. Человек колоссальной энергии / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2011.-16-31 декабря.- С.7

 Библиография:

1. Агеев, С. В. Ф. Фидлер. Я жить хочу… / С. Агеев, Ю. Бриль // Неизвестный Уралмаш.- Екатеринбург, 2003.- С.51-56

2. Бриль, Ю. Я жить хочу / Ю. Бриль // За тяжелое машиностроение.-2008.-15-28 июля.- С.9

3. Джапаков, А. Звездный час инженера Фидлера / А. Джалаков // Главные.- Екатеринбург, 2000.- С.9-45

4. Джапаков, А. Соль земли / А. Джапаков // Наука и жизнь.-2002.-№11.- С.47-51

5. Инженеры и технологии. В. Ф. Фидлер // Орджоникидзевский район: 75 лет.- Екатеринбург, 2010.- С.29-35

6. Обухова, Н. Времен связующая нить: [к 114-й годовщине со дня рождения В. Ф. Фидлера / Н. Обухова ] // Ритм.-1995.-26 июля.- С.2

7. Обухова, Н. Семья В. Ф. Фидлера / Н. Обухова // Ритм.-1999.- 24 сент.- С.2

8. Родословие: Мой дед Владимир Фидлер. Потомки немецкого философа Иммануила Канта возводили Уралмаш // Областная газета.-2003.- 8 октября.- (Уральское землячество в Москве.- №1)

9. Якимов, Г. Имя Канта звучит на предприятии / Г. Якимов // Ритм.-1998.-27 октября.- С.2

 

 

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта