Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Ефимов Л. А.

  Ефимов Леонид Александрович

 Агеев, С.  «Самородок».

Главный конструктор уралмашевских прессов Леонид Александрович Ефимов не был широко известен при жизни, да и сейчас за пределами Уралмаша мало кто слышал о нем.

Хотя конструктором он был выдающимся. Достаточно сказать, что всего шестеро уралмашевцев были удостоены высшей в СССР награды в области науки и техники - Ленинской премии, и среди них - Леонид Ефимов.

ЕГО МАШИНЫ НЕ АФИШИРОВАЛИСЬ

Вся советская страна знала Уралмаш по гигантским машинам - прокат­ным станам, экскаваторам, буровым установкам. О них много писали в газетах и книгах, снимали фильмы, показывали репортажи по телевиде­нию... Но о самых мощных в мире прессах с маркой «УЗТМ» СМИ мол­чали - государственная тайна. Ведь именно они были той базой, на которой создавалась колоссальная военная мощь СССР: огромные стратегические бомбардировщики и лучшие в мире многоцелевые истребители, самые мощные в мире атомные подводные лодки и баллистические ракеты, спо­собные поразить любую цель на пла­нете; армады танков... Без уралмашев­ских прессов не было бы и советских космических программ, поражавших своими масштабами и дерзостью все человечество.

Но о том, что ко всему этому имеет отношение и Уралмаш, почти никто не знал. И даже многие уралмашевцы, совершая полеты на самолетах, не подозревали, что фюзеляжи авиалай­неров, крылья и многие другие детали самолетов изготовлены на прессах с маркой «УЗТМ».

Трудно поверить, но у главного конструктора, под руководством и при самом непосредственном участии которого были созданы десятки уни­кальных прессов, не было высшего образования. Такое уж время тогда было, когда при назначении на ту или иную должность смотрели, прежде всего, на результаты, а не на «короч­ки». А результаты у ОГК ТГП, которым руководил Леонид Ефимов, самого небольшого, кстати, конструкторского подразделения НИИтяжмаша, были просто потрясающими. Недаром мно­гие ветераны, вспоминая о Ефимове, обязательно говорят: «Он был само­родком, необычайно талантливым конструктором».

Отсутствие высшего образования у него с лихвой компенсировалось феноменальным чутьем на то, какой конструкции должна быть машина, чтобы уложится в заданные заказчиком параметры. Именно чутье, поскольку аналогов таких машин иной раз в мире еще не было. Не было первое время и заводской экспериментальной базы, на которой можно было бы экспери­ментировать. Будучи главным конструктором, Ефимов успевал детально отслежи­вать процесс конструирования каждого узла очередного пресса. Как вспоми­нает ветеран ОГК ТГП Борис Сомов, Леонид Александрович, внимательно вглядываясь в чертеж и чмокая по­тухшей папиросой «Беломорканал» (а курил он непрерывно), моментально схватывал замыслы конструкторов и тут же раздавал оценки и указания. Чаще всего бывало так:

-Дохло... Дохло все это...

- Так ведь все же рассчитано!

- Все равно - дохло, - и главный конструктор мягким карандашом от руки проводил жирную черту, вдвое, а то и втрое увеличивая толщину де­тали. - Вот так и делай дальше! А то сломается эта штуковина, полетит, и по морде тебе!

Недоверие Леонида Александро­вича к расчетам было вполне оправда­но: устоявшихся методик расчетов тяжелых гидравлических прессов еще не существовало, расчетчиков было мало, а электронных вычислительных машин не было вообще. Прессов же конструировали много, и почти все они были разные, непохожие друг на друга.

И, как потом оказывалось, именно таких размеров и должны были быть детали, чтобы выдерживать колос­сальные нагрузки. Все уралмашевские прессы оказались очень производи­тельными и надежными: в авиационной промышленности они без капитальных ремонтов эксплуатируются уже 50 лет. И, несмотря на солидный возраст, ра­ботают теперь не только на российскую авиацию, но и на самые мощные в мире авиационные корпорации Boeing и Airbus. Потому что ничего подобного уралмашевским прессам нет ни в США, ни в Западной Европе, и без них было бы сложно создавать самые крупные в мире авиалайнеры.

КАК ФОРМИРОВАЛСЯ КОНСТРУКТОР

На Уралмашзаводе Леонид Ефи­мов появился в 1933 г., когда кон­структорская служба завода еще только формировалась. Начинал чертежником, и все его образование к тому времени - начальная сельская школа да курсы чертежников, которые он окончил в 1932 г., когда ему было уже 25 лет. До 1930 г. жил в деревне, занимался сельским хозяйством, пока отца не раскулачили.

Леонид устроился в Свердловске столяром, потом совсем немного по­работал чертежником в «Востокогипро-мезе». Оттуда при расформировании организации перешел на Уралмаш. Без отрыва от производства новый уралмашевский чертежник приобщался к науке в Учебном ком­бинате Уралмашзавода. Но только чему можно было там научиться, если отечественное тя­желое машиностроение еще только создава­лось?

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так уж случилось, что в декабре 1933 г. сго­рел цех 37: взорвались баллоны с ацетиленом и кислородом, вызвав пожар такой силы, что даже кровля цеха об­рушилась. Все только что смонтированное им­портное оборудование крупнейшего в Европе кузнечно - прессового цеха вышло из строя.

 Как восстанавливались прессы без черте­жей, на которых сэко­номили при их покупке у германских фирм? С поврежденных деталей делали эскизы, потом по этим эскизам готовили рабочие чертежи, а в  цехах по ним изготавливали детали.

Эскизирование - работа муторная и кропотливая, но для начинающего конструктора она стала великолепной школой. Тогда Леонид Ефимов впер­вые получил возможность заглянуть в самое нутро новейших прессов лучших машиностроительных фирм мира, на ощупь проникнуть в тайну взаимодей­ствия всех их частей. Неоценимый опыт...

В 1934 г. Леонида Ефимова на­значили конструктором и включили в работу почти над всеми прессами, которые делал завод. У него никто не спрашивал, что он умеет и что не умеет, - раз уж взялся за гуж...

И как он радовался, когда с одного из металлургических заводов пришел отзыв на один из первых уралмашевских прессов усилием всего 800 т, к про­ектированию которого приложил руку и он, молодой конструктор: «Машина показала высокие эксплуатационные качества, в работе экономична, удобна в управлении». А спроектированный Ефимовым пресс для правки авиаци­онных валов усилием 200 т стал его дипломным проектом в Свердловском машиностроительном техникуме.

Самая значимая предвоенная работа Леонида Ефимова - проект мощного пресса усилием 12 тыс. т для производства дельта-древесины - авиационной фанеры, конструкци­онного материала для изготовления фюзеляжей и крыльев самолетов.

При тех масштабах авиастроения, которые были запланированы в СССР, алюминия не хватило бы на все само­леты. Из чего же делать скоростные истребители и штурмовики? Ученые предложили тогда для создания воз­душного флота новый конструкцион­ный материал - дельта-древесину, многослойную фанеру, пропитанную особыми смолами. Не только прочную, но еще и негорючую. Рассказывают, что Иосиф Сталин этому не поверил и на заседании Политбюро демонстра­тивно выбил угольки из своей знамени­той трубки прямо на представленный образец дельта-древесины. К его удив­лению, образец даже не обуглился.

Но для массового производства авиационной фанеры требовались очень мощные гидравлические прессы, которых в СССР не было. Понятно, что в конце 1930-х гг. никто бы и не продал их Советскому Союзу. Решить пробле­му поручили Уралмашу, на котором по проекту Леонида Ефимова сделали три такие машины, две из которых начали работать в Тюмени и Тавде перед самой войной. И никаких проблем с авиационной фанерой в годы войны не было, фюзеляжи и крылья выпускались даже на мебельных фабриках.

Многие полагают, что только в начале войны советские самолеты были деревянными. Ничего подобного, войну Советский Союз тоже закончил с фанерными самолетами, даже знаме­нитые скоростные истребители ЛАГГ-3, Ла-5 и Ла-7, на которых летали лучшие советские асы, тоже были деревянны­ми, точнее, из хорошо отполирован­ной и покрытой лаком авиационной фанеры, которую исправно постав­ляли Тюмень и Тавда. Применялась дельта-древесина и при изготовлении других типов самолетов, в том числе знаменитого штурмовика Ил-2. Под­считано, что продукция уралмашевских прессов была использована при из­готовлении свыше 20 тыс. советских боевых самолетов.

А на базе третьего «фанерного» пресса по предложению Ефимова осенью 1941 г. на Уралмаше были созданы три пресса для правки броне-листов после термической обработки, два из них отправили в Нижний Тагил, а третий трудился на Уралмаше. Без него невозможно было изготовление бронекорпусов танков и самоходок.

ОЧЕНЬ МИЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

Так очень кратко и емко характе­ризует главного конструктора тяжелых гидравлических прессов Леонида Александровича Ефимова Максим Колтышев, отработавший под его руко­водством не один десяток лет:

- Он был очень вежлив, ни разу никого не распекал, ни на кого не кри-

чал. Но все его указания выполнялись неукоснительно.

Другие конструкторы вспоминают, что Леонид Ефимов был очень скром­ным и даже старался быть незаметным для начальства.

- Похоже, что высокое начальство не знало его, - утверждает Борис Со­мов. - А как иначе объяснить, что к Ле­нинской премии сначала представили не Ефимова, а его заместителя?

Когда в ОГК ТГП узнали, что их любимого начальника обошли с высо­кой наградой, конструкторы ринулись в партком завода за объяснениями. И надо отдать должное его секретарю Ивану Потапову - тот сумел выбить для Уралмаша квоту на еще одного лауреата Ленинской премии.

Как и всякий гений, Леонид Алек­сандрович иной раз совершал по­ступки, казавшиеся странными окру­жающим. Например, упорно не желал подавать заявление о вступлении в Коммунистическую партию. Навер­ное, унижаться не хотел, все-таки из семьи раскулаченных, да и брат, бывший главный инженер СУГРЭС, был репрессирован. И все это должно было всплыть на приеме в партию, надо было объясняться... До поры до времени начальство терпело бес­партийного главного конструктора, но с началом работы над гаммой прессов для авиационной промышленности, когда создавались невиданные и са­мые мощные в мире штамповочные комплексы, Ефимову предъявили уль­тиматум: или - или. Дело в том, что руководитель этих конструкторских разработок утверждался на самом высоком уровне - в ЦК КПСС (кстати, это был единственный случай в исто­рии Уралмаша). И Ефимов сдался, в 54 года стал членом партии.

Но и будучи коммунистом, он продолжал демонстрировать свое негативное отношение к идеологии большевиков - упорно не посещал по­литзанятия. Для молодежи нужно пояс­нить: раз в месяц каждый уралмашевец должен был примерно с час отсидеть на политучебе, где партийные работ­ники вбивали в головы азы марксизма-ленинизма. Но у Ефимова каждый раз находился предлог для того, чтобы не ходить на политучебу.

Партийное руководство отдела нашло способ поставить на место главного конструктора - опубликовало в стенной газете издевательскую карикатуру на всеми уважаемого конструктора с таким вот стишком:                                

Ефимов - здесь, Ефимов - там,

Хоть разрывайся весь по швам:

Там нужно дело подписать,

Здесь - указанье срочно дать,

На прессик нужно поднажать,

Там нужно в теннис поиграть,

Здесь нужно садик покопать,

В настольный теннис «резануться»,

Ну как же тут не задохнуться!?

Так, если правду вам сказать,

Где для учебы время брать?

Не так уж и много было увлечений у Леонида Александровича, но тут уж все ему припомнили!

Он был довольно наивным в житейских вопросах и по этой при­чине иной раз попадал в неприятные истории. Однажды даже оказался под арестом на целые сутки в курортном городе Сочи. Увидел очень роскошный теннисный корт и пришел туда спо­заранку с ракеткой. Там его и задер­жала охрана на сутки для выяснения личности. Ей показалось странным, что взрослый человек не понимает очень простую вещь - столь шикарное спортсооружение построено не для таких, как он!

Но не только своими машинами прославился гениальный конструктор. Под его руководством в ОГК ТГП про­шли отличную выучку многие молодые специалисты, со временем сами став­шие замечательными конструкторами. Среди них директор ВНИИМетмаша Владимир Синицкий, начальник глав­ка в Минтяжмаше Павел Мальков, заместитель главного конструктора ОГК ТГП Виталий Васильковский, на­чальники КБ горизонтальных прессов Лев Штин и Борис Сомов, начальник КБ вертикальных прессов Сергей Горлицын, руководитель группы Людмила Сатовская, главный конструктор ОГК ТГП Андрей Карасев.

Самое главное, Леонид Алексан­дрович Ефимов создал великолепную конструкторскую школу тяжелого прессостроения, которая и сейчас пользуется всеобщим уважением сре­ди металлургов  России.

Агеев, С. Самородок / С. Агеев // За тяжелое машиностроение. - 2010.-1-15 ноября.- С. 7

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта