Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Улица Машиностроителей

Улица Машиностроителей

Улицу Машиностроителей начали прокладывать уже после того, как была прорублена первая просека в лесу для улицы Кировградской. Но первые уралмашевцы поселились именно в том районе, где она нынче проходит. Барак – повивальная бабка улицы машиностроителей.

Ее история берет начало с Рабочего поселка, возник­шего примерно в 1927 г., и о котором сейчас помнят раз­ве что только ветераны. Он представлял собой скопище наскоро сколоченных бара­ков вблизи стройплощадки завода. Южная граница по­селка проходила вдоль за­водской территории, а се­верная - вдоль нынешней улицы Машиностроителей. С востока поселок начинался от нынешнего трамвайного кольца у дома №29, а на за­паде, примерно в районе улицы 40-летия Октября, гра­ничил с другим барачным массивом - Экскаваторным поселком.

Название Рабочий посе­лок очень точно отражало суть дела: с самого начала жилье на стройке распределялось по классовому принципу: чер­норабочим полагались бара­ки, а инженерам и квалифици­рованным рабочим - комнаты и квартиры в деревянных дву­хэтажных домах. Тем черно­рабочим, которым не хватило места в бараках, разрешали сооружать землянки из под­ручных материалов.

А название Экскаватор­ный поселок происходит от экскаваторного завода, кото­рый хотели построить по со­седству с Уралмашем. Была даже такая организация - Экскаваторстрой, да только, в конце концов, обе стройки объединили.

Молодые читатели «ЗТМ», наверное, и не знают, что такое «барак». Надо ска­зать, что в словарях нет внят­ного описания жилищ, в кото­рых в 30-50-е годы прожива­ли тысячи уралмашевцев. «Толковый словарь русского языка» дает такое определе­ние: «Здание легкой пост­ройки, предназначенное для временного проживания». Это «временное прожива­ние» затянулось минимум на четверть века. Тысячи строи­телей и рабочих Уралмаша познали все «прелести» ба­рачной жизни.

В общем-то, бараки представляли собой не что иное, как длинные деревян­ные сараи с окнами. В первых из них не было даже перегородок, и семьи отделялись друг от друга ситцевыми за­навесками. Спали строители на деревянных нарах, двух-, а то и трехэтажных. Мебели у них не было никакой. Вместо вешалок - гвозди, вбитые в стены. Отопление - печное, а «удобства» располагались во дворе, в дощатых будках. Что касается землянок, то это были просто норы в земле, прикрытые сверху шалашами из досок.

Впрочем, люди и этому были рады: многие из них за­вербовались на стройку из совершенно разоренных кол­лективизацией деревень По­волжья, и выбор для них был невелик: голодная смерть или работа на стройке соци­ализма за скудные пайки. Ав­тору довелось знать людей, которые до приезда на стройку Уралмашзавода ме­сяцами ели «хлеб» из лебеды и березовых опилок.В Рабочем поселке рас­полагались также швейная мастерская (в двух бараках примерно там, где сейчас стоит корпус фабрики по производству мужских соро­чек), хлебозавод, овощная база, Красный уголок постройкома (для него отвели лучший барак и даже покра­сили его).

Первыми дорогу мостили «камнебойки»

Но хорошей дороги, свя­зывающей поселок строите­лей Уралмашзавода с горо­дом, еще не было. И тогда в 1928 г. прорубили просеку до Верхотурского тракта (от ны­нешнего трамвайного кольца на площади Первой пятилет­ки до проспекта Космонав­тов). Эта просека связала со Свердловском и первую ули­цу Уралмаша - Садовую.

Дорогу вдоль просеки, по данным ветерана, участ­ника строительства завода Виктора Николаевича Анфимова, строили 11 месяцев. Что, впрочем, и не удиви­тельно, так как все работы производились вручную. Даже щебенка дробилась по обочинам дороги вручную из булыжников. Эту работу про­изводили деревенские бабы, которых называли «камнебойками».

Участок от кинотеатра «Заря» до площади Первой пятилетки и стал первым от­резком улицы Машинострои­телей, на котором летом 1929 г. открылось автомо­бильное движение. Вдоль нее были даже установлены столбы с электрическими лампочками. И сразу же на­ладили движение миниатюр­ных автобусов в центр горо­да. Но это не обеспечило надежной связи с городом. И тогда началось строитель­ство трамвайной линии от Уралмашиностроя до желез­нодорожного вокзала.

Следующий этап разви­тия улицы Машиностроите­лей - благоустройство пло­щади Первой пятилетки, кон­туры которой начали вырисо­вываться в 1929-1930 гг. Но тогда она скорее походила на строительную площадку, вдоль и поперек изрытую траншеями для линий элект­ропередачи, водопровода, канализации. По свидетель­ству В.Н Анфимова, проехать тогда по ней можно было только на гужевом транспор­те, но при этом телеги вязли в грязи по самые оси. Пло­щадь благоустроили только к пуску завода, в 1933 г. И уж затем улицу Машинострои­телей продолжили вдоль се­верной границы Рабочего по­селка до хлебозавода и овощной базы (примерно до нынешнего Черниговского переулка). Но эта трасса еще не совпадала с современной улицей Машиностроителей. Ее современная конфигура­ция появилась только после реконструкции улицы в 1937 г., когда улицу Машиностро­ителей довели до пересече­ния с Донбасской.

История дома чекистов

Есть на улице Машино­строителей неприметное здание под номером 29, у ко­торого, наверное, самая лю­бопытная история. Построе­но оно в 1936 г. всемогущим НКВД для штаба и казарм полка, который стал охранять три важных объекта: Уралмашзавод, СУГРЭС и желез­нодорожную станцию «Свер­дловск» (каждый объект ох­ранял один батальон). Командный состав полка проживал в доме по Ильича, 1, а красноармейцы - в казарме. Интересно, что полк этот был сформирован из опытных пограничников-такое значение придавалось Уралмашу!

В здания штаба полка был замечательный клуб: кинотеатр, спортивный зал. Одно время в спортзале проводились даже довольно значительные соревнования. Можно сказать, что некоторое время он был как бы прародителем зимнего манежа стадиона Уралмаша.

Военнослужащие покинули нули здание в 1958 г., когда была создана объединенная заводская военизированная охрана. Некоторое время здание использовалось в ка­честве общежития ремесленного училища. Потом в спортзале разместились конструкторы ОГК ГМ, в других помещениях - АСУП завода. В этом же здании действовал вечерний филиал УПИ, который окончили сотни уралмашевцев, в том числе будущий директор завода Н.И. Рыжков. На первом эта­же располагался дневной профилакторий «Тонус».

Любопытная подроб­ность: в свое время энкавэдэшники не стали утруждать себя оформлением документов для строительства здания. Так что, когда пришло время приватизации, фирме, «Уралмаш-Сервис», в чьем ведении в 1991 г. оказалось это здание, пришлось упла­тить штраф городским влас­тям за «самовольное строи­тельство».

Трасса для танков и пленных

Но вернемся к истории улицы. В 1942 г. Рабочий по­селок пересекла трасса Тан­ковой дороги: из цеха 32 бо­евые машины устремлялись по Черниговскому переулку на лесной танкодром.

После войны, когда рабо­чий день сократился до 8 ча­сов, на заводе возник острый дефицит квалифицирован­ной рабочей силы. И тогда к работе в цехах привлекли не­мецких военнопленных. Их разместили в двухэтажных деревянных домах в районе нынешней улицы Лукиных. Дома эти пленные сами пост­роили, сами же обнесли их колючей проволокой. Многих тогда удивляло, что вокруг своих жилищ немцы разбили цветочные клумбы, построи­ли беседки, установили ска­мейки, а дорожки посыпали песком.

Удивленные столь высокой европейской культурой уралмашевцы, прозвали этот небольшой поселок «наш маленький Берлин».

Сколько в нем проживало тогда немцев, никто сейчас не знает. Но, видимо, несколько тысяч: говорят, что когда «го­това» колонны военноплен­ных доходила до пересечения с улицей Ворошилова (сейчас XXII-го партсъеэда), из цент­ральной заводской проходной еще вытягивался ее «хвост». Немцы шли вольным шагом, по пять человек в ряду. Впере­ди - офицер, похоже, - пол­ковник, которому все осталь­ные безоговорочно подчиня­лись. Замыкал шествие один-единственный конвоир. Да больше и не требовалось - немцы вели себя очень дис­циплинированно.

В 1949 г. военнопленных отправили домой, в Герма­нию, а их дома заселили уралмашевцы. Говорят, что вид «маленького Берлина» вскоре резко изменился, в печки на растопку ушли хорошо про­сохшие скамейки и беседки, исчезли чистенькие дорожки, а поселок с тех пор стали на­зывать Новоэкскаваторным.

Эпоха «хрущевок» и трамваев

В 1956 г. были заложены первые фундаменты целого ряда основательных пятиэтаж­ных домов. Первым, по свиде­тельству В.Н. Анфимова, в 1956 г., построили дом под но­мером 14, стены которого сло­жены из кирпичей и шлакобло­ков. В 1957 г. построили дома 10 и 18; в 1958г.-20. А в 1959г. построили сразу четыре дома: 12, 24, 28 и 32.

В конце 50-х -начале 60-х годов в соцгороде началось массовое жилищное строи­тельство, и тогда же начался снос бараков Рабочего, Экс­каваторного и Новоэкскава­торного поселков. На их мес­те, начиная с 1960 г., началась застройка нечетной стороны улицы, в основном - типовы­ми «хрущевками». Тогда же проезжую часть расширили в два раза. Благодаря этому, в 1963 г. по улице Машиностроителей пустили первый трамвай 19-го маршрута. В то время этот маршрут пролегал только по соцгороду: от здания по ули­це Машинострителей, 29 до пересечения улиц Бакинских комиссаров и Победы. Там, где сейчас рынок, находила с пустырь, засаженный картошкой. На нем и построили разворотное кольцо. На эту линию трамваи попадали с площади Первой пятилетки, для чего проложили специальную трамвайную ветку.

В начале 70-х годов на улице Машиностроителей, примерно там, где раньше находились два барака, в которых и размещалась пошивочная мастерская, был построен корпус фабрики по производству мужских сорочек и тогда же введена в эксплуатацию заводская поликлиника.

Сергей Агеев

Агеев С. В судьбе завода стала главной // За тяжелое машиностроение.-2002.-7-13 июня. - С.5

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта