Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Улица Ильича

Улица Ильича

Один из лучей, отходящих от площади Первой пятилетки. Но в отличие от других улиц-лучей (Машиностроителей, Орджоникидзе и Культуры), она была в основном застроена еще в тридцатые годы.

Строители появились на трассе будущей уралмашевской улицы еще в 1929 г. Тогда кругом еще стеной стоял нетронутый лес, и будущую улицу обозначала просека шириной 25 метров. По лесной дороге ездили в основном водовозы, т.к. где-то неподалеку от нынешнего перекрестка улиц Ильича и Кировградской был питьевой колодец.

По свидетельству строителя соцгорода Виктора Николаевича Анфимова, все началось с осушения заболоченной почвы. По улице Ильича до сих пор существует естественный уклон в сторону улицы Победы, им и воспользовались строители, прокопав дренажные канавы, по которым верховые воды стали стекать в речку. Кстати, Калиновка брала начало из озера Шувакиш, уровень которого был когда-то значительно выше. Любознательным людям определить ее старый исток очень просто: от Шувакишского кирпичного завода есть асфальтированная дорога, ведущая к переезду на железнодорожной линии Уралмашзавод — Красное. Вдоль этой дороги, с левой стороны, в одну линию вытянуто множество ям, последняя из которых как раз у переезда. Многие думают, что это воронки от снарядов, т.к. рядом проходит трасса заброшенного танкодрома. Но никаких стрельб из танков в нашем лесопарке никогда не было — для этого был построен специальный полигон в поселке Красное. Там стреляли не только из танков, но и из трофейных немецких орудий по уралмашевским боевым машинам. Что же касается ям вдоль дороги, то на самом деле это шурфы заброшенного золотого рудника, который разрабатывали старатели в тридцатые годы в пересохшем русле Калиновки.

Но вернемся к улице Ильича. Следующим этапом ее строительства стало создание прочного дорожного покрытия вдоль просеки в лесу: сначала до улицы Садовой (теперь Кировградская), а затем и дальше сняли верхнюю лесную почву, насыпали крупный песок и гранитный щебень. И только потом уложили сколотые гранитные камни — «пешку». Так получилась прекрасная мостовая, позволившая беспрепятственно подвозить материалы к строительным площадкам, и в конце 1929 г. на новой, тогда еще безымянной улице появился первый рубленый двухэтажный жилой дом. Был он так называемой «коридорной системы», т.е. в общий коридор выходили двери комнат. Его заселили в начале 1930 г. прибывшими на строительство Уралмашзавода инженерами (строительным рабочим полагалось жить в бараках и землянках). Все комнаты были оборудованы казенной мебелью: в каждой комнате стояла железная кровать с постельными принадлежностями, стол, несколько стульев и шкаф. Согласно плану еще до пуска завода следовало застроить эту улицу несколькими кварталами кирпичных двухэтажных домов. Обычно на каждый из них по нормам тех лет уходило два года, т.к. строить зимой дома из кирпича тогда не умели. Уложиться в заданные сроки было невозможно, и поэтому строители впервые в Свердловске применили такую технологию: зимой 1929/30 г. бутовые фундаменты домов стали класть в тепляках, обогреваемых железными печками. По данным В.Н. Анфимова, первым зданием, построенным таким способом, стал дом под номером 16. За зиму удалось подготовить несколько фундаментов, а весной приступили к кладке кирпичных стен. Никакой механизации при этом не было — и кирпич, и раствор подтаскивали каменщикам вручную подсобные рабочие.

К зиме 1930/31 г. в подвале дома № 16 установили котел, который стал отапливать здание, что позволило и в зимних условиях вести отделочные работы. Параллельно вдоль улицы прокладывались водопровод и канализация. Так что к концу лета 1931 г. удалось сдать в эксплуатацию первый в поселке кирпичный жилой дом.

Все остальные четырехэтажные кирпичные жилые дома по этой улице ввели в эксплуатацию в 1932 г.

Интересно, что тогда же были созданы первые жилищно-строительные кооперативы. Первым из них стал «Новатор», членами которого являлись рабочие и служащие Уралмашиностроя. Этот кооператив построил семь деревянных рубленых домов на 12 квартир каждый с очень удобной планировкой. Правда, отопление в них было печным, но зато действовали водопровод и канализация. Не обошлось и без четырех каркасных восьмиквартирных двухэтажных домов, которые, в отличие от кирпичных, строились очень быстро, зима для этого не была помехой. Но место им отвели подальше от площади Первой пятилетки (сейчас их уже нет).

И только когда построили все эти жилые дома, в первой половине 1933 г. безымянная улица наконец стала называться улицей Ильича. Возможно, это было связано с многочисленными согласованиями на право именоваться столь «идеологически выраженным» названием. Тогда ее северная граница была oграничена улицей Победы, за которой стояли бараки Кирпичного поселка (это название связано с заводом строительных материалов Уралмашиностроя, который со временем был ликвидирован). Туда можно было попасть только по деревянному настилу, уложенному в болоте. Рассказ будет неполным, если не отметить, что к дню пуска завода полностью были проведены и все работы по благоустройству улицы Ильича. По данным В.Н. Анфимова, к благоустройству были привлечены все жильцы домов, что было заранее оговорено: получаешь квартиру — отрабатывай ее на благоустройстве территории. В отличие от других улиц, где первое время тротуары были деревянными, тротуары на Ильича заасфальтировали. Тогда же на улице Ильича были высажены и многочисленные деревья: их везли с Поволжья железнодорожным транспортом. Это были липы, клены и ясени, а также декоративный кустарник. Улица получилась очень зеленой и оставалась такой вплоть до реконструкции в 70-е годы, когда начался снос ветхого жилья — каркасных и рубленых домов, а проезжую часть расширили для организации троллейбусного движения

В 1971 г. на первый этаж нового жилого дома переехала старейшая на Уралмаше публичная библиотека им. Горького, одна из лучших в нашем городе.

Впрочем, второй этап жилищного строительства на улице Ильича начался даже раньше — в 1964 г., когда, наконец, речка Калиновка «перепрыгнула» через улицу Победы. К тому времени она уже была засыпана щебенкой и закатана под асфальт, и о ней теперь напоминает только небольшое озерцо возле школы № 100. Тогда от Победы до проспекта Космонавтов улицу Ильича очень быстро застроили кирпичными и панельными домами.

Такова краткая история этой не самой длинной и оживленной на Уралмаше улицы. Но как улица она сформировалась все же одной из первых и к тому же была привилегированной: в доме № 1 проживал комсостав полка НКВД. В соседних домах первое время проживали руководители Уралмашзавода (пока не построили «дворянское гнездо»), иностранные специалисты, инженеры. Тогда же, в начале тридцатых годов, в доме под номером 6 была открыта первая в городе детская музыкальная школа, первыми учащимися которой естественно стали дети командного состава Уралмашзавода.

Не так уж много на Уралмаше осталось нетронутых уголков тридцатых годов. А улица Ильича вплоть до перекрестка с Кировградской сохранилась почти в том же виде, что и в 1933 г.

Улица Ильича // Неизвестный Уралмаш: история и судьбы.- Екатеринбург, 2003.- С.245-247

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта