Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Бульвар Культуры

Бульвар Культуры

Это одна из главных улиц соцгорода, одна из улиц- лучей, берущих начало от площади Первой пятилетки. А ее название происходит вовсе не от абстрактного понятия «культура», так сказать, «культуры вообще», а от вполне конкретного объекта,- заводского культурного комплекса.

В 60-е и даже в 70-е годы улица Культуры выглядела совсем иначе. Это был не бульвар, а обычная улица, с проезжей частью посередине. Замыкала ее Белая башня на улице Бакинских комиссаров. Построенное на самой высокой точке соцгорода, это промышленное сооружение было прекрасно видно даже с площади Первой пятилетки, и поэтому башне придали оригинальный архитектурный облик в стиле конструктивизма (потом ее закрыл новый Дворец культуры.

А еще ранее, вплоть до 50-х годов, посреди улицы тянулись железнодорожные пути, которые шли до деревообрабатывающего комбината, действовавшего там, где сейчас расположена школа №144. Прямо посреди улицы дымили паровозы, тащившие на заводской деревообрабатывающий комбинат вагоны с бревнами.

На эту железнодорожную ветку в 1941-1942 гг. подавались эшелоны с эвакуированными жителями Ленинграда, Брянска, Краматорска, Сталинграда (часть из них впоследствии осталась на Урале). Людей, потерявших в горниле войны все свое имущество, встречал сам директор завода Б.ГМузруков. Эвакуированных на первое время размещали в подвалах близлежащих домов, где организовали временные жилые помещения с кухнями и туалетами. Потом уже они расселялись по постоянным квартирам. Но новых жителей в соцгороде оказалось так много, что вселить их в имеющийся жилой фонд завода было невозможно. И тогда по улице Культуры стали строить бараки (хотя от этого уже было отказались еще в начале тридцатых годов).

Всего соорудили около 100 бараков, причем последние из них (ближе к ул. Донбасской) снесли только через 30 с лишним лет. Надо отметить, что строились они добротно - из деревянного бруса, с отдельными комнатами. Условия для проживания в этих жилищах были сносными. В барачный микрорайон подвели водопровод, организовали пункты, где можно было получить кипяток, устроили прачечные, сделали деревянные тротуары, провели электрическое освещение.

В конце 50-х годов начался массовый снос бараков по улице Культуры и застройка ее в основном стандартными домами с малогабаритными квартирами. Сейчас их презрительно называют «хрущобами», но тогда сотни семей бы ли счастливы, въезжая в них из бараков. Причем темпы строительства были такими, что всю улицу застроили всего за два года. При этом не забыли построить магазины и кафе «Березка». В самом начале улицы, на левой стороне расположено одно из самых красивых зданий соцгорода, за которым закрепилось название «Мадрид». Относительно его происхождения имеется несколько версий, но, наверное, ближе всего к истине следующая. Когда здание еще строилось, в нем предполагалось разместить гостиницу. Как раз в это время в Испании шла гражданская война и будущей гостинице дали рабочее название - Мадрид». Но потом вместо гостиницы в новом здании в 1937 году разместилось образцовое женское общежитие, затем, в войну,- эвакогоспиталь, потом снова женское общежитие. Тем не менее, название «Мадрид» за домом закрепилось и, похоже, навсегда. Теперь, как и задумывалось в тридцатые годы, часть здания занимает гостиница «Мадрид».

Дом этот создавался под руководством талантливого уралмашевского архитектора П.В. Оранского, а непосредственно проектировал его архитектор В.В. Безруков. Интересно, что здание «Мадрида» отмечено эмблемой Уралмаш - завода - буквы «УЗТМ» в овале. Думается, не будь этого дома, и площадь Первой пятилетки выглядела бы сейчас не столь живописно.

Перед фасадом «Мадрида» находится мемориал в память об уралмашевцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (скульпторы И.И. Симонов и С.П. Романов, архитектор Г.И. Белянкин). Благодаря энтузиастам, прежде всего работникам музея Истории Уралмашзавода, на мраморных плитах мемориала выбиты имена всех погибших заводчан.

Своим названием улица обязана заводскому культурному комплексу, который было намечено построить примерно там, где сейчас находится магазин «Детский мир». В комплекс входили Дворец культуры, парк культуры и отдыха, и дальше, к северо-западу, - стадион. Но жизнь внесла свои коррективы: Дворец культуры оказался ближе к площади Первой пятилетки. Им стало переоборудованное здание фабрики-кухни, выдержанное в стиле конструктивизма (архитектор - немецкий коммунист-эмигрант Бэла Шефлер). На старой фотографии 1933 года видно, что на здании нынешнего Дома культуры школьников была раньше надпись «Ресторан- столовая». На фасаде бывшей фабрики-кухни до сих пор сохранилась старая эмблема Уралмашзавода: буквы «УТМ», а поверх них - буква «3». Видимо, этот вариант торговой марки завода некоторое время был в ходу, а затем его заменили более удачным. Сама по себе фабрика-кухня отражала идеологию двадцатых- начала тридцатых годов, когда революционные роман- тики полагали, что при социализме не будет места индивидуальным кухням - все будут питаться в общих столовых. Поэтому в проект соцгорода просто не могли не включить такой объект. Кстати, фабрика - кухня не является характерной только для поселка Уралмаш. В центре Свердловска, на углу улиц Ленина и Луначарского, есть «городок чекистов». Выполнен он тоже в стиле конструктивизма и, что характерно, в квартирах чекистов не было кухонь, их заменяла общая столовая. Нет кухонь и в многочисленных, объединенных одним номером домах по улице Ленина, 52. Видимо, в том микрорайоне где-то тоже была своя фабрика-кухня.

Но новшество не привилось, на Уралмаше довольно скоро поняли, что это «перегиб». Руководство Уралмашиностроя и Уралмашзавода не очень-то старательно внедряло «новый быт». Во всяком случае, в коммунальных квартирах многочисленных каркасных домов, построенных в 1930-1933 годах, кухни существовали изначально. А суперкомфортабельные квартиры «Дворянского гнезда», построенные на улице Культуры во второй половине тридцатых, имели не только кухни, но и крохотные комнатки для прислуги.

Кстати, «Дворянское гнездо» возведено на месте землянок (нор в земле, прикрытых сверху чем-то вроде деревянных шалашей с окнами). Обычно в землянке ютились грабари, подавшиеся на заработки - строительство завода. Рядом с землянкой ставили сарайчик для лошади-кормилицы и навес, под которым хранилась грабарка - одноосная опрокидывающаяся тележка, в которую запрягалась лошадь. С помощью такой вот немудреной «техники» во время строительства завода переместили десятки тысяч кубометров грунта.

Читатели, наверное, ждут традиционного счастливого продолжения истории - о том, как из землянок люди переехали в очень неплохие даже по нынешнему времени дома «Дворянского гнезда». Но нет, в действительности все было иначе - первым жителям квартала всего лишь разрешили выкопать новые землянки, побольше размерами и лучше отделанные, в другом месте - по улице Ворошилова (ныне XXII партсъезда). Совершенно не понятно, как могли люди, проповедовавшие всеобщее равенство, вселяться в такие дома, когда рядом работники завода прозябали в бараках и землянках. Так на глазах уралмашевцев, вынесших неимоверные тяготы при строительстве завода, рушился миф, придуманный большевиками о всеобщем братстве, равенстве и счастье.

Но вернемся к старому заводскому Дворцу культуры. К корпусу фабрики-кухни, выходящему фасадом на бульвар Культуры, с обратной стороны перпендикулярно пристроили зал на 1000 мест, а к тому, в свою очередь, - еще одно здание - клубную часть. Неказистый фасад клубной части Дворца культуры виден со стороны улицы Машиностроителей. Интересно, что при строительстве зала пришлось на полтора метра увеличить высоту здания бывшей фабрики-кухни. Так появился «Клуб имени Сталина» (обычно его называли проще - «Клуб Сталина»), очень популярный среди уралмашевцев. При нем действовало немало творческих объединений: народный драматический театр и театр музыкальной комедии, камерный оркестр, фольклорные ансамбли. Здесь начинали свой творческий путь артист Свердловского драмтеатра Николай Майоров, певец Владимир Трошин, скульптор Константин Грюнберг.

В начале 80-х годов, когда был построен новый Дворец культуры машиностроителей, старое здание передали Дому культуры школьников. В нем же расположен музей истории Уралмашзавода - лучший, вне сякого сомнения, из всех заводских музеев Екатеринбурга.

Бульвар Культуры рядом с ДКШ еще недавно был очень необычен: тротуар из бетонных плиток и полированных плит из красного гранита, мемориальные знаки (уралмашевские ордена с текстами указов о награждении, выполненные в бронзе, красивые фонари...)

Так оформили улицу в 1983 году, когда Уралмашзавод отмечал свой юбилей. Мнения по его оформлению разные. Часто говорят - «деньги девать было некуда!» В этом, наверное, есть какая-то доля правды. Во всяком случае, нелепый монумент, воздвигнутый в честь 50-летия завода, наглядно подтверждает такую точку зрения.

Кстати, у основания монумента была заложена так называемая «капсула времени» - металлический цилиндр с посланием будущим уралмашевцам. В свое время удалось ознакомиться с его текстом - пустые казенные слова, смысл которых, наверное, не поняли бы даже после третьего прочтения потомки нынешних уралмашевцев. Впрочем, никакой капсулы времени там давно уже нет. Дело в том, что после торжественной закладки капсулы прошел сильный ливень, и этот участок бульвара затопило водой - пришлось проводить соответствующие дренажные работы и для этого капсулу временно извлекли наружу. Затем, когда подошло время для бетонных работ, о ней просто забыли. А потом воры украли красивую бронзовую решетку, прикрывавшую сверху «капсулу времени», открутили все ордена и буквы, отлитые из бронзы. Исчезли и тротуарные плиты из красного полированного гранита, на которых постоянно скользили и больно ушибались прохожие.

От монумента в честь 50- летия Уралмашзавода хорошо просматривается короткая лица Красных партизан: добротные дома, построенные во второй половине 30-х годов. ). Это западная граница «Дворянского гнезда». На перекрестке улиц Красных партизан и Культуры раньше действовал популярный среди уралмашевцев продовольственный магазин, который называли просто «девяносто третьим».

В тридцатые и сороковые годы это был еще и закрытый распределитель, в котором с заднего крыльца отоваривались продуктами не только руководители завода, но и рабочие-стахановцы.

А еще, вплоть до реконструкции улицы, на этом перекрестке стояла гипсовая статуя «Железного Феликса». Основатель ЧК, обращенный лицом сторону Белой башни, никому не мешал, но, тем не менее, нашлись хулиганы, которые однажды ночью надели ему на голову высокую бетонную урну для мусора. Так что утром вышел конфуз: шедшие на работу уралмашевцы лицезрели статую Феликса Эдмундовича совершенно непотребном головном уборе. Сходу снять урну со статуи не удалось, она казалась слишком высокой. Пришлось вызывать спецмашину из УЖКХ. До сих пор так неизвестно, как же хулиганам удалось водрузить урну на голову статуи без помощи техники.

Сергей Агеев

Агеев С. Бульвар Культуры// За тяжелое машиностроение.-2002.-4-10 октября. - С.5

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта