Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Река Камышинка

Текла здесь речка

Так сказал однажды Виктор Николаевич Анфимов — один из первостроителей. Потом интригующе добавил:

— А еще по предзаводской площади ходил паровоз и бегал трамвай.

— Откуда и куда?

— Ну, например, из Новосибирска на лесопилку, — добродушно улыбался собеседник.

Любил старик интриговать, но всегда на полном серьезе, потому что много знал и видел.

— А еще «веревочка» была. Не простая, а в кавычках. Она связывалась с нехваткой транспорта. Всякое большое строительство, как известно, должно начинаться с прокладки подъездных путей. Тем более что возведение Урал - машзавода было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. Но как у нас бывает? Вверху кричат, а в низах не слышно. А когда надо дело делать, то не за что ухватиться. Так и тут получилось.

В начале 1929 года Москва обещала отпустить на год 6,5 миллиона - рублей, а выдала всего два. А затем «сверкнула» телеграмма-молния с оглушительным громом: «Прекратить всякую стройку!»

А годом раньше на площадку Уралмашстроя подошли из города три железнодорожных платформы с делегацией. По случаю торжественной закладки первенца — цеха металлоконструкций. Необычный состав остановился у котлована — тут рельсы кончались... Однако через год цех был пущен в эксплуатацию. Уралмашевцы знали, что значил для них этот цех. Он стал изготовлять металлические колонны и фермы для строящихся цехов завода.

Работник ВСНХ Б. Добровольский, спустя три года после начала строительства, оповещал в своей книге: «Гостройка была организована... правильно, и первый период был употреблен на устройство подъездной ветви и сети заводских путей, позволивших производить подачу всех материалов непосредственно в вагонах». Но это был, так сказать, взгляд сверху. Однако в том же 1931 году московский журналист Е. Кригер, побывавший на стройке, опубликовал в «Комсомолке» очерк под названием «Веревочка».

Что же это такое? «Веревочка» заменяла собой шоссе в восемь километров длиной от города до места, где строился цех металлоконструкций. «Веревочка» начиналась одной лошадиной силой — лошадь протаптывала сугробы и, чтобы умять их, тащила за собой сани. За ними шли гуськом люди - землекопы, каменщики, арматурщики, мотористы, инженеры... В этой «веревочке» ходил и начальник строительства А. П. Банников. Вел людей за собой и тащил материал на стройплощадку...

Со временем все наладилось. И те рельсы, «оборвавшиеся» у котлована, продолжились, они появились на территории завода в разных направлениях. В том числе и на предзаводской площади.

А теперь представьте, как из ворот завода, которые находились за нынешним зданием НИИтяжмаша, выходил железнодорожный состав с лесом - кругляком, доставленным со станции Свердловск-Сортировочный. Состав пересекал правую часть площади, выходил на улицу Культуры, затем сворачивал на лесопилку, находившуюся за школой № 22. Лесопилку впоследствии перебазировали на окраину Уралмаша, рельсы убрали.

Ну, а трамвай на площади, откуда появился? Сейчас на Уралмаше имеются два трамвайных кольца, оба находятся на одной улице Машиностроителей. Первое кольцо появилось в 1931 году, второе — намного позже. Но сперва второе кольцо было сделано на улице Победы, возле нового рынка. А трамвайные рельсы проложили по улице Машиностроителей, через площадь — и дальше... Это было очень неудобно как для уралмашевцев, так и автомобильного транспорта. Второе кольцо оборудовали неподалеку от улицы Красных партизан, а трамвайный путь через площадь ликвидировали.

Теперь насчет уралмашевской речки. Она текла от деревни Пышма. Неглубокая, с болотистой травой и кочками. Весной талые воды переполняли речку, она разливалась. Сюда залетали дикие утки и всякая болотная дичь. Здесь они гнездились и выводили птенцов. Затем улетали на зимовку в теплые края.

Никто не знает, когда речка стала называться Камышинкой. Ее русло было самым пониженным местом на Уралмаше. Сюда стекались все почвенные дождевые и талые от снега воды. Крутым поворотом речка сворачивала на восток, где впадала в реку Калиновку. А на Уралмаше речка была упрятана в деревянную трубу. И след от речки остался лишь один — водоем, который обустроили на углу улиц Ильича и Победы.

Г. Якимов

Якимов Г. Текла здесь речка// За тяжелое машиностроение.-1998.-8 апреля. - С.2



Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта