Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Последняя самоходка

В честь Победы

 Этот памятник-самоходка на пьедестале. Он известен всем работающим на Уралмашзаводе Первый заводской памятник в честь Великой Победы, в честь доблестного героического труда уралмашевцев в годы Великой Отечественной войны и в знак траура о погибших на полях сражений. На том месте, где сейчас стоит, он был водружен осенью 1946 года.

Сегодня мне вспомнились те далекие послевоенные дни и мои товарищи, которые устанавливали памятник. На заводе тогда уже были отлиты фасоннолитейщиками две большие чугунные отливки для его постамента. Каждая отливка весила 45 тонн. Их привезли на двух тяжеловесных вагонах в тупик около цеха №34, примыкающий к центральному заводскому коридору. Потребовалось два мощных железнодорожных крана, чтобы снять эти отливки с платформ и установить на подготовленные металлические катки, чтобы двигать дальше. А катки были уложены на специально построенное из толстых деревянных досок сооружение, покрытое прочными металлическими полосами, по ним и подтащили обе чугунные отливки к месту монтажа. Только здесь собрали их в единую металлическую конструкцию, изображающую огромную каменную глыбу. После этого с помощью моторных такелажных лебедок по деревянным покатам на катках затянули ее на бетонный фундамент.

Его заранее построил коллектив строительного участка УКСа. Сейчас важно было выверить точность установки глыбы на фундаменте. После подливки бетона постамент стал на своем месте прочно: надежно. Он не был похож на металлический, а скорее напоминал кусок Уральских гор. С энтузиазмом работала на возведении памятника бригада такелажников нашего монтажного цеха, возглавляемая Н. 3. Слободой. А руководил всеми операциями монтажников мастер Г. Д. Диканев. Через несколько дней, когда бетон затвердел, к постаменту из сборочного цеха была подогнана боевая самоходка. Но эта, последняя самоходка, не участвовала в боях. У нее своя, великая судьба. В те октябрьские дни 1946-го с помощью лебедок монтажники затянули самоходку на постамент и накрепко прикрепили ее гусеницы специальными болтами.

А. Карелин

 Карелин А. Последняя самоходка //За тяжелое машиностроение.- 1985.- 23 февраля — С.З.

Самоходка на постаменте

 «С первых дней Великой Отечественной войны Уралмашзавод переключился на выпуск военной продукции, вспоминал в 1946 году на страницах заводской газеты инженер-полковник, главный конструктор завода, дважды лауреат Сталинской премии Л. Горлицкий.- Вначале уралмашевцы выпускали корпуса для тяжелых танков, а затем сами танки Т-34.

В ходе войны возникла настоятельная необходимость создания самоходной артиллерии, превосходящей количественно и качественно танковые силы врага. Уралмаш стал заводом самоходной артиллерии. В 1943 году с первой самоходной установкой уралмашевцы прибыли в Москву…»

А три года спустя в сентябре 1946 года в впервые отмечаемый праздник — День танкиста — последняя уралмашевская самоходка взошла на постамент на центральной заводской площадке. Слово на открытии памятник взял директор завода Герой Социалистического Труда Б. Г. Музруков. Он рассказал о вкладе уралмашевцев в оснащение Вооруженных Сил бронетанковой техникой, о конструкторах которые неустанно создавали новые типы боевых машин, о замечательный стахановцах военного времени Демидове, Спехове, Чугунове, Коваленко и сотнях других, чьи имена вошли в историю Уралмашзавода.

Почти 38 лет прошло с того волнующего события. И вот мы знакомимся. Владимир Михайлович Пикс, в годы войны бывший заместителем начальника чугунолитейного цеха. Формовщики этого же цеха, ныне пенсионеры - Николай Федорович Уткин, Василий Анисимович Бояринцев и Николай Степанович Куров. Люди, которые принимали самое непосредственное участие в изготовлении заводского памятника. Люди, чьи имена увековечены на чугунной отливке постамента.

— Глубокой осенью 1945 года, — вспоминает В. М. Пикс, — директор завода Борис Глебович Музруков вызвал к себе начальника нашего цеха Ивана Александровича Иванова. Объяснил ему, показав рисунок памятника архитектора М. В. Рейшера:

— Хотя война и кончилась, но коллективу цеха— боевая задача: отлить из чугуна постамент под самоходку, — сказал Музруков — Предупреждаю, что работа трудоемкая. большая. Всецело полагаюсь на вашу инициативу и умение.

— Бригаду для выполнения задания подбирал сам — вспоминает старший мастер В. А. Бояринцев. Было нас шестеро. Работали по 12 часов и больше, в цехе и завтракали, и обедали и ужинали. Приходили к нам помощники, к примеру, из отдела главного металлурга — Марков и Амельков, по субботам и воскресеньям.

Технолог, бывший модельщик Александр Дмитриевич Домашнев был, что называется моей правой рукой. Опытный специалист, человек с высоким художественным вкусом, он многие модели выполнял сам, все конфигурации возводил шаблонами.

Истина, как известно, рождается в споре. Не обошлось без этого и у чугунолитейщиков. В результате модель будущего памятника была несколько видоизменена. Это уже дело рук рабочих. Уралмашевская самоходка мыслилась архитектором на обычном постаменте. Чугунолитейщики уже в процессе работы над заказом решили придать ему форму скалы. Таким образом, родился величественный и в то же время логичный, естественный монумент — настоящая самоходка, навечно застывшая на выступе скалы.

Непосредственно в ходе формовки вносились и другие изменения. Так, боковые надписи на постаменте рабочие решили выполнить в литье (а не на таблицах, как планировалось ранее). Возникли новые сложности, опасение, что надпись обгорит. Тогда Василий Анисимович Бояринцев предложил новую формовочную смесь для изготовления букв. Испробовали опытный образец, получилось. Перешли к заказу.

Вспоминает Николай Федорович Уткин:

— Зима 1945-го была на редкость холодной. В цехе работали в фуфайках, грелись у печей, формовочный состав замерзал. Всю войну, в основном, мы имели дело со сталью (она шла на башни танков, диски колеса, шестерни), из чугуна выполняли лишь небольшие заказы. А тут,— огромный объем работ, требовалось одновременно 90 тонн металла. Заметим, что четыре маломощные вагранки цеха №36 могли дать максимально только около 30 тонн. Но вышли и из этого положения.

Самый ответственный момент, по мнению участников выполнения заказа, момент сборки. Габариты постамента не позволили изготовить его монолитным, поэтому собирали из двух половин.

Да пришлось поволноваться, — говорит Бояринцев. — Форма уже была готова, но для заливки ее пришлось накапливать чугун. Время шло, мы беспокоились за нашу работу. Постоянно следили за сохранением формы; подсушивали. Наконец в декабре 1945-ro состоялась отливка постамента.

Непосредственно на открытии памятника довелось быть лишь одному из ударной бригады чугунолитейщиков — Н. Ф. Уткину.

— Заводская площадка у центральной проходной тогда приняла праздничный вид, — рассказывает Николай Федорович. — У закрытого покрывалом памятника собрались тысячи уралмашевцев рабочих, инженеров, домохозяек, школьников. А когда под звуки Государственного гимна в небо взвился фейерверк ракет, перед нами открылось незабываемое зрелище: на скале застыла уралмашевская самоходка. Высоко в небо устремила она жерло мощного орудия, в любую минуту готовая ринуться в бой.

Таким мы видим этот монумент и сегодня. Как символ несгибаемой воли нашего народа, его силы и непобедимости!

Л. Тихомирова

На снимке (слева направо): Н. С. Куров, В А. Бояринцев, В. М. Пикс, Н. Ф. Уткин.

Тихомирова Л. Самоходка на постаменте / Фото В. Якубова //За тяжелое машиностроение.-1984.-9 мая. - С.2

Последняя самоходная артиллерийская установка

Последняя самоходная артиллерийская установка, выпущенная Уральским машиностроительным заводом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Последняя самоходная артиллерийская установка СУ-100 была изготовлена в канун первой годовщины Великой Победы и 8 сентября 1946 г. своим ходом встала на пьедестал на площади Уралмашзавода.

Боевая машина установлена в честь трудового подвига уралмашевцев в годы Великой Отечественной войны. С декабря 1942 г. самоходные установки впервые в СССР стали выпускаться на Уралмашзаводе, а пушки для них комплектовал завод № 9.

Боевая машина СУ-100 была самой массовой и самой эффективной самоходной артиллерийской установкой Второй Мировой войны, сочетающей маневренность танка с огневой мощью артиллерийского орудия. «В память Великой Отечественной войны 1941— 1945 г.», — написано на одной стороне постамента, а на другой:

Снарядами, танками,

Тоннами стали

Уральцы священную

Клятву сдержали.

Автор этих слов — один из первых тысячников Уралмаша в годы войны лекальщик А.В. Глебов.

Памятники уральским самоходкам yстановлены во многих городах России и ближнего зарубежья.

[Последняя самоходная артиллерийская установка] // Свод памятников истории и культуры Свердловской области. – Т.1.Екатеринбург. - Екатеринбург, 2007.-С.518-519.

 Агеев, С.  «Над чугунною скалой самоходка рвется в бой»

 Перед центральной проходной Уралмашзавода стоит один из самых выразительных памятников Великой Отечественной войны на Урале. Это последняя самоходная артиллерийская установка СУ-100, изготовленная заводом; по мнению военных специалистов,- лучшая противотанковая САУ Второй мировой войны.

Она совсем небольшая по сравнению со стальными мон­страми, созданными конструк­торами Германии на базе «ти­гров» и «пантер», но мощи ее орудия Д-10С хватало для унич­тожения с дальней дистанции любой бронированной цели.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Сначала немного цифр. За два с половиной года войны на Уралмашзаводе была вы­пущена 5551 боевая машина: 706 танков Т-34-76 и 4845 само­ходных артиллерийских устано­вок на базе танка Т-34. Само­ходки на базе средних танков Т-34 никто в стране больше не выпускал. А их эффективность была очень высокой, посколь­ку они удачно сочетали в себе мощные артиллерийские ору­дия и маневренность «трид­цатьчетверок».

С уралмашевской штурмовой САУ СУ-122, собственно, и на­чалась история отечественной самоходной артиллерии, ранее оборонная промышленность из­готавливала только единичные опытные образцы. СУ-122 (их изготовили 636 штук) успешно разрушали фронтовые укре­пления противника, расчищая дорогу танкам. Первая партия таких машин попала на Ленин­градский фронт, помогала про­рывать блокаду города. Инте­ресно, что с их помощью были захвачены в исправном состо­янии первые «тигры», кото­рые только-только начали вы­пускаться в Германии. Дело в том, что у гаубичных снарядов невысокая скорость, пробить толстую броню тяжелых тан­ков они не могли, но каждый из них весил почти 22 кг, так что экипажи «тигров» контузил ка­чественно. Отсюда и богатые трофеи.

А дальше была знаменитая битва на Курской дуге, в кото­рой «тиграм», «пантерам» и «Фердинандам» по мощи ору­дий могли противостоять толь­ко тяжелые СУ-152, прозванные «зверобоями», и уралмашевские СУ-122.

С августа 1943 г. производ­ство штурмовых самоходных гаубиц было свернуто, и Уралмашзавод выпускал только так называемые истребители тан­ков: сначала самоходные ар­тиллерийские установки СУ-85, а затем - СУ-100, оснащенные более мощными орудиями.

Проект СУ-100 в кратчайшие сроки был разработан ОКБ-9 во главе с Федором Петровым. За проектирование самоходки от­вечала особая конструкторская группа, которую возглавлял Лев Горлицкий.

После испытаний государ­ственная комиссия отметила, что СУ-100 обеспечивает по­ражение танков «пантера» и «тигр» с дистанции 1500 м вне зависимости от точки попа­дания. Постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 г. са­моходка СУ-100 была принята на вооружение, и в сентябре 1944 г. начался ее серийный вы­пуск на Уралмашзаводе, кото­рый продолжался до мая 1945 г. Всего было выпущено 1560 та­ких машин.

ОПЕРЕДИВШИЕ ВРЕМЯ

После окончания войны САУ СУ-100 выпускалась в Омске, потом, в 1951-1956 гг., по лицен­зии в Чехословакии.

СУ-100, без сомнения, са­мая удачная и наиболее мощ­ная советская противотанковая САУ на базе танка Т-34 перио­да Великой Отечественной вой­ны. Будучи на 15 т легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «ягдпантера», СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую подвижность. Благо­даря мощной пушке Д-10С уралмашевская самоходка могла вступать в единоборство с тяже­лыми танками противника.

Создавая настоящий шедевр инженерной мысли - СУ-100, Ф.Ф. Петров и Л.И. Горлицкий намного опередили время. До­статочно сказать, что эта бое­вая машина до сих пор состоит на вооружении ряда стран. Она успешно применялась в ходе боев на Кубе, в Анголе, Мозам­бике, Сирии, Египте и во Вьет­наме. Одна из машин установ­лена как памятник в Гаване, а на бронзовой табличке начертано, что эта самоходка, которой ко­мандовал команданте Фидель Кастро, утопила американское транспортное судно с десантом.

Есть данные, что и в России какое-то количество «соток» все еще сохраняется на складах или используется в качестве тягачей.

ПОСЛЕДНЯЯ САМОХОДКА

Последняя изготовленная на Уралмашзаводе самоходка СУ-100 установлена на пьеде­стале напротив центральной проходной в память трудового подвига уралмашевцев в годы Великой Отечественной войны.

Создан этот памятник по ука­занию наркома танковой про­мышленности В.А. Малышева.

15 мая 1945 г. Музрукову, Медведеву, Любимову

В ознаменование историче­ских побед Красной Армии над гитлеровской Германией, для увековечения трудового ге­роизма рабочих, ИТР и служа­щих танковых заводов в пери­од Великой Отечественной войны считать необходимым на каждом танковом заводе по пути наибольшего движения рабочих с работы и на рабо­ту установить на пьедеста­ле танк (артсамоход), выпу­скаемый заводом. Танк должен быть подготовлен к длитель­ному хранению. Все формуляры и документы по танку должны быть положены в герметиче­ски закрытую коробку. Танк должен быть изготовлен сверх плана...

На пьедестале нужно сде­лать надпись: «В память Ве­ликой Отечественной войны. 1941-1945 гг.».

Народный комиссар танковой промышленности СССР В. Малышев.


Уралмашевцы к указанию наркома отнеслись творчески и задумали установить свою по­следнюю самоходку на пьеде­стал, который бы олицетворял Урал. Осенью 1945 г. появился проект пьедестала в виде ска­лы. Изготовление его из стали поручили лучшим бригадам мо­дельщиков и формовщиков. Та­кое огромное художественное литье на заводе никогда раньше не делали, а сроки поджимали. Поэтому рабочие трудились, как в войну, по 12 часов и без вы­ходных.

После того, как пьедестал смонтировали, сколотили по­мост, по которому самоходка сама въехала на свою почетную стоянку.

Открывали памятник 1946 г., в День танкиста, и на его откры­тие пришли тысячи уралмашевцев. Когда под звуки государ­ственного гимна с памятника начало сползать покрывало, в небо взвился яркий фейерверк. Перед уралмашевцами откры­лось незабываемое зрелище: на скале застыла самоходка, устре­мив высоко в небо жерло мощно­го орудия, в любую минуту гото­вая ринуться в бой.

И тут же зазвучали гудки за­водских паровозов. Еще недав­но, в годы войны, каждую неделю завод покидал очередной литер­ный эшелон с самоходками. И всегда паровоз давал прощаль­ный пронзительный крик. А сей­час гудок паровоза, постепенно затихая, словно уносил с собой все горести военного лихолетья.

Ветераны завода, участво­вавшие в создании этого памят­ника, утверждали, что внутри пьедестала заложена капсула с посланием потомкам, которое следует вскрыть ровно через!   100 лет, т.е. в сентябре 2046 г.

Но что в этом послании - никто не знает.

 Агеев, С. Над чугунною скалой самоходка рвется в бой / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2013.-1-15 мая.- С.7

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта