Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Памятник Н.И. Кузнецову

Памятник Н. И. Кузнецову

Памятник Герою Советского союза Николаю Николаевичу Кузнецову построен на средства, собранные уралмашевцами и открыт 7 мая 1985 года на бульваре Культуры.

Из воспоминаний В. Н. Анфимова

«Памятник Николаю Ивановичу Кузнецову, легендарному разведчику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, бывшему работнику УЗТМ установлен в 1985 году в непосредственной близости от ДК. Площадь перед ДК носит название имени Н. И. Кузнецова»

[Памятник Н.И. Кузнецову] // Анфимов В.Н. История строительства Уралмаша. – Свердловск, 1968.- С.32

Памятник Н. И. Кузнецову

Памятник Николаю Кузнецову был открыт на Уралмаше при большом стечении людей и с военным парадом у нового Дворца культуры и техники УЗТМ накануне Дня Победы в мае 1985 года. В памятнике разведчику, наряду с чёткой моделировкой лица, рук, фигуры героя, раскрытию образа помогают, казалось бы, едва заметные детали. Складки плаща на левой руке напоминают гамлетовский плащ, высокий воротник полуприкрыл лицо, как бы храня инкогнито разведчика, другой же стороной этот воротник напоминает развернутое за спиной крыло. Над головой героя трепещет нечто, напоминающее знамя или факел. Двенадцатиметровый монумент, воплощенный в бронзе и граните, не выглядит громоздким, он весь словно находится в динамике, движении.

 Скульптор Егоров Владимир Егорович / www.egorov.usue.ru/

Агеев, С. «Из воли и бронзы»

В 1985 г., в канун празднования Дня Победы, на площади перед новым Дворцом культуры Уралмашзавода при большом стечении людей и с военным парадом был открыт памятник Герою Советского Союза Николаю Кузнецову.

Этот памятник был создан благодаря труду и упорству уралмашевцев.

Почти двенадцатиметровый бронзовый монумент в честь Николая Кузнецова (а с по­стаментом все 16 м) у нового Дворца культуры до сих пор является одним из самых крупных в нашем городе. Но, благодаря искусству скульптора Владимира Егорова, он не кажется громоздким - Кузнецов изображен в движении. Развевающаяся за спиной разведчика плащ-палатка переходит в знамя, что символично: знамя, по замыслу скульптора, всегда было над ним, и он был верен ему и своей Родине.

Незаурядный памятник явно украсил площадь перед Дворцом культуры, и это уже заслуга архи­тектора Геннадия Белянкина, удачно выбравшего место установки памятника, его размеры.

В последнее время пишут, что идея созда­ния памятника Кузнецову принадлежала Борису Ельцину, в то время секретарю Свердловского обкома КПСС. Но, скорее всего, это не так. У многих, да и у меня тоже, в памяти отложилось, что идею воздвигнуть памятник предложили со­ратники разведчика, приезжавшие на Уралмаш в дни, когда отмечалось семидесятилетие Ни­колая Кузнецова.

В то время памятники можно было уста­навливались только по разрешению ЦК КПСС. Так что, скорее всего, предложение соратников Кузнецова ушло в самые «верха», где его рас­сматривали несколько лет, пока, ближе к лету 1984 г., не приняли положительное решение. Тогда же изготовление памятника было поручено Уралмашзаводу.

Генеральный директор производственного объединения «Уралмаш» Евгений Варначев, опытный металлург, прекрасно понимал, какие трудности предстояло преодолеть, чтобы в срок выполнить колоссальный объем работ, да еще и с отличным качеством. Причем таких работ, которые никогда ранее на заводе не выполнялись. Художественное монументальное литье - это особая область металлургии, со своими тонко­стями, неведомыми машиностроителям.

Ветеран Уралмашзавода Владимир Селянин вспоминает, что наиболее опытных литейщиков, сварщиков, строителей Евгений Варначев при­гласил в новый Дворец культуры для ознаком­ления с макетом монумента.

- А кто памятник отливать будет? - спросил Селянин.

Генеральный директор подошел к Владими­ру Сергеевичу, обнял его за плечи и ответил: - Ты, дорогой! Ты!

Так и оказалось, причем самым буквальным образом. Владимира Селянина только что из­бранного из начальников цеха в партком метал­лургического производства, попросили временно поработать формовщиком.

Скульптору Владимиру Егорову отвели уча­сток в экспериментальном цехе НИИтяжмаша, где он трудился не менее двенадцати часов ежедневно, без всяких выходных. Не раз ему приходилось, и ночевать прямо в цехе. Но, несмо­тря на все его усилия, первые гипсовые слепки появились только в декабре 1984 г. Когда их накопилось достаточно много, настала очередь формовщиков. Владимир Селянин всех членов специально созданной бригады формовщиков и литейщиков называет «выдающимися». А руко­водил этой бригадой, обеспечивал фронт работ прекрасный организатор Владислав Репнин.

Даже для Владимира Селянина, очень опытного технолога, работа над памятником оказалась весьма непростой - слишком велика разница между обычными литыми заготовками для уралмашевских машин и художественным литьем. Одно дело - правильные геометриче­ские формы деталей, и совсем другое, например, кисть человеческой руки.

- Приходилось много думать, прикидывать,- вспоминает Владимир Сергеевич. - И все это - на коленках, целых полтора месяца с восьми утра и до девяти, а то и до десяти часов вечера. И без единого выходного дня. Все коленки потом были в мозолях!

Самое интересное, что брака по литью не было вообще, и это заслуга не только литейщи­ков, но и Петра Тоболова, непревзойденного спе­циалиста по выплавке сложных марок бронзы.

А дальше литые заготовки -110 фрагментов памятника - оказались в цехе 53, где их пред­стояло собрать и сварить. Задача неимоверно сложная, сроки поджимали, а тут еще отдел главного сварщика потребовал три месяца на исследования свариваемости фрагментов па­мятника. Иначе специалисты по сварке ничего не гарантировали, так как опыта изготовления крупногабаритных художественных конструкций не было вообще, да еще из «цветнины».

Положение спас сварщик цеха 32 Леонид Жуков, взявшийся за эту работу. Потом к нему присоединились и другие опытные сварщики, в том числе Иван Белов и Виктор Тюлькин. Оста­ется только удивляться, как простым рабочим, не имеющим художественного образования, удалось собрать воедино все фрагменты! А на финальной стадии изготовления памятника очень большую роль сыграл бригадир обруб­щиков цеха 53 Петр Дроздов, от природы на­деленный прекрасным художественным вкусом. Именно благодаря ему памятник получился как бы монолитным, никаких следов многочисленных сварных швов нет и в помине.

Огромную поддержку бригаде сварщиков оказал тогда сам генеральный директор ПО «Уралмаш» Евгений Варначев, который дважды в день обязательно заглядывал на участок, где собирался памятник, и на месте решал все воз­никающие вопросы.

Вот так, всем миром, и справились с изго­товлением уникального памятника легендарному разведчику. Потом специалисты управления капитального строительства и службы главного инженера аккуратно установили его на постамент собственной конструкции, отделанный красивым камнем - габбро, за которым специально ездили в Карелию. В конце апреля 1985 г., даже немного раньше установленного срока, все работы были завершены, причем очень качественно.

Есть и другая сторона всей этой истории: уралмашевцы тогда набрались колоссального опыта по созданию крупногабаритных художе­ственных изделий. И если памятник Кузнецову изготавливался девять месяцев, то гораздо более сложный - Георгию Жукову - всего три. Срок просто фантастический!

В Екатеринбурге немало разных памятников. Но самые известные из них - маршалу Жукову, семье последнего российского императора Николая II, основателям города де Геннину и Татищеву - изготовлены уралмашевцами.

Сергей Агеев.

Агеев, С. Из воли и бронзы / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.- 2011.-16-31 июля.- С.6

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта