Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Из истории района

Ударная стройка

В грандиозных планах первых пятилеток предусматривалось возведение гигантских металлургических предприятий на территории Урала и Сибири. Для обеспечения их оборудованием требовались машиностроительные заводы соответствующего масштаба.

В результате экономических расчетов строительная площадка для одного из таких гигантов — ныне всемирно известного Уралмаша — была определена за северной окраиной Свердловска. Основным аргументом в пользу такого решения стали залежи торфа, который предполагалось использовать в качестве топлива.

б сентября 1927 г. по решению Совета Труда и Обороны для возведения завода тяжелого машиностроения и соцгорода был выделен участок земли 1748,8 гектара неподалеку от важного железнодорожного узла, станции Свердловск-1. Начальником строительства был назначен Александр Петрович Банников.

Рабочие вырубали лес, корчевали пни, срыва ли холмы на трассах будущих дорог. Все работы велись вручную с помощью топора, лопаты, тачек и конной тяги. Вскоре была проложена железнодорожная ветка до территории строительства, и 23 ноября по ней открылось движение поездов, о чем торжественно объявил прибывший на торжества председатель ВСХН В. Куйбышев.

В начале марта 1928 г. стройка стала официально называться «Уралмашинострой». В мае Технический Совет «Гипромеза» в Ленинграде одобрил эскизный проект Уральского машиностроительного завода. Была определена дата окончания строительства — 1 октября 1933 года. Оно было объявлено Всесоюзной ударной стройкой.

Все строилось одновременно — завод и соцгород со своей инфраструктурой: инженерные коммуникации, дороги, административные здания, ремесленное училище, школы, магазины, хлебозавод, больница, детские сады, бани, кинотеатр, стадион, кварталы жилых домов.

Первые землянки строителей Уралмаша

В июле 1929 г. сданы в эксплуатацию цех металлоконструкций и ремонтно-строительный цех. Строились они примерно 11-12 месяцев — небывалые темпы для Урала того времени.

В 1930 г. были заложены все основные цеха завода. К этому времени на стройплощадке стали появляться механизмы, способствующие росту производительности: бетономешалки, канавокопатели, экскаваторы и краны.

15 июля 1930 г. завершено строительство шоссе в город длиной б км (сегодня это проспект Космонавтов) и по нему организовано автомобильное движение.

Жилищный вопрос

Летом 1926 г. на месте будущего завода вырыты первые четыре землянки рабочих. Поселок строителей Уралмаша до 1928 года состоял из неблагоустроенных бараков. Фактически они представляли собой обычные сараи с печным отоплением и нарами. Проживали здесь в основном бывшие крестьяне, завербовавшиеся на «стройку социализма» из-за голода, вызванного коллективизацией. Были и раскулаченные, неведомыми путями пробравшиеся на стройку. Говорят, что мало кто рисковал пройтись ночью по поселку — шансов остаться не покалеченным практически не было.

В 1928 г. бюро по проектированию нового жилого района возглавил П. Оранский. Проект соцгорода предусматривал расположение жилого массива к северу от завода. И это не случайно: господствующие ветра здесь западные и северо-западные и поэтому жилой район мало страдает от вредных промышленных выбросов в атмосферу.

В 1928 г. началось строительство деревянных двухэтажных жилых домов в районе будущих улиц Кировоградской, Красных Борцов, Уральских рабочих. К ноябрю 1930 г. было возведено несколько 4-этажных кирпичных домов на улице Ильича. Новоселов особенно радовало редкое по тем временам центральное отопление и уж совсем большая редкость — ванны. В начале 30-х годов улица Ильича считалась самой привилегированной — здесь жили руководители завода, районные власти, инженеры, иностранные специалисты (в основном из Германии).

В те времена кладку стен умели вести только в летнее время, и практически на строительство дома уходило около двух лет. Но с проблемой справились по-новаторски — решили строить так называемые «каркасно-засыпные» дома. Каркас таких двух- и трехэтажных домов делался из толстого бруса, а стены — из двойных деревянных щитов, между которыми насыпались опилки и известь. К ним подтягивали канализацию и водопровод, но отопление было печным. Очень быстро каркасными домами застроили целые кварталы — часть улицы Молотова (40-летия Октября), всю улицу Индустрии, Стахановскую.

В середине 30-х развернулось строительство в четырехугольнике между улицами Культуры, Красных Партизан, Банникова и Орджоникидзе. Многие жители этого квартала переселились сюда с улицы Ильича, поэтому в народе за кварталом прочно закрепилось на- звание — «дворянское гнездо».

Для озеленения улиц соцгорода денег не жалели даже в голодные 30-е годы: везли с Поволжья вагонами ясени, липы, клены, дубы, декоративные кустарники. На территории Уралмашзавода кое-где встречался даже грецкий орех, правда, очень хилый.

Сталинский район

В 1931 г. на стройплощадке работало уже до 17 тысяч рабочих, из них 3400 человек были ударниками коммунистического труда. В то время неграмотных было 1003 человека, а малограмотных — 1487 человек. В марте на базе «Уралмашиностроя» создан Сталинский район.

В 1931 г. сданы в эксплуатацию чугунолитейный цех, промышленный водопровод, модельный и инструментальный цеха. За год действующие цеха дали валовой продукции на 76,117 тыс. руб.

15 июля прозвучал первый заводской гудок. Построена металлическая водонапорная башня с баком 700 кубометров.

Началось трамвайное движение до вокзала протяженностью 6 км, билет тогда стоил 15 копеек. Построенный цирк работал даже зимой. Осенью открыт вечерний институт, в котором начали обучаться 200 человек. Комсомольцы создали первую производственно-бытовую коммуну с обобществлением зарплаты на 100 процентов.

Посетивший стройку в сентябре нарком К. Ворошилов на митинге заявил: «Уралмашстрой — одна из лучших и сложнейших строек, которые я видел».

В 1932 г. сданы в эксплуатацию цеха: механический № 1, термический № 1, кузнечно-прессовый, механический № 2. Построена ТЭЦ, газогенераторная станция, гараж, школа фабрично-заводской семилетки, детсад и фабрика-кухня на 100 тысяч блюд в сутки. В июле закончены работы на звуковом кинотеатре «Темп», хлебозаводе на 80 т изделий, построена школа № 81. В это время на заводе выпускалось 182 газеты.

В 1933 г. в соцгороде Уралмаш были построены две школы - № 68 и №71 и новая баня на 400 человек в час. На 24 улицах установлено 257 фонарей, уложено 16,5 км водопровода, замощено 17 тыс. км дорог, посажено 5000 деревьев. Всего в то время в соцгороде было установлено 1100 радиоточек и 625 телефонов.

15 июля 1933 г. состоялось торжественное открытие завода «Уралмаш». Заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе.

Рождение Эльмаша

11 июня 1932 г. было принято постановление № 422 о строительстве уральской электромашиностроительной группы заводов «Уралэлектротяжмашина». Руководителем строительства и проекта был назначен опытный инженер А. Альпов. Всего планировалось в рамках проекта построить четыре завода: турбогенераторный, завод гидрогенераторов и крупных машин, аппаратного и трансформаторного.

Вокруг нового завода в районе будущей станции метро «Машиностроителей» образовался рабочий поселок. Сначала было построено 20 бараков, дома коридорного типа и другие культурно-бытовые учреждения. Началось строительство соцгородка на Эльмаше. В лесу была вырублена просека и проложена грунтовая дорога — сегодня это улица Краснофлотцев.

15 июля 1934 г. пущено опытное производство завода «Уралэлектромашина». Первым директором был назначен Александр Миронович Дубнер.

В первые годы завод не был в числе ведущих электротехнических предприятий: всего 1200 работающих в семи пролетах одного корпуса и небольшое здание с литейным и кузнечным участками— масштабы даже по тем временам невеликие. Но уже в 1940 г. выпуск продукции завода увеличится по сравнению с 1935-м в 13 раз, а номенклатура изделий достигнет 233 типов. Завод станет самым мощным на Урале многоотраслевым электротехническим комбинатом.

Рождение нашего района

17 мая 1935 г. исполком Свердловского областного Совета народных депутатов принял постановление об образовании в городе четвертого района — Орджоникидзевского за счет разукрупнения Сталинского района.

Эта дата ознаменована еще одним важным для жителей района событием: в этот день уралмашевцы принимали первых героев Советского Союза — летчиков Ляпидевского, Водопьянова, Слепнева. Вся заводская площадь была забита народом, овации невозможно описать, ведь эти люди в исключительно тяжелых погодных условиях сняли со льдов Арктики участников экспедиции терпящего бедствие парохода «Челюскинец».

Предвоенные годы

В 1935 г. открылась музыкальная школа, а в 1936-м внутри рабочего квартала между домами улиц Кировоградской, Ильича, Стахановской и Калинина открыт первый в районе стадион с футбольным полем и зрительными местами. В эти годы шло освоение сложнейшего оборудования на заводах. За границей на золото покупались лучшие станки. В 1936 г. уралмашевцы производили 96 видов изделий, 73 из которых ранее в стране не изготавливались. Подсчитано, что за три года Уралмаш произвел продукцию, для закупки которой за рубежом потребовалось бы 15 млн рублей золотом.

1937 год — массовые репрессии на Уралмаше. Был арестован и расстрелян весь командный состав предприятия: люди, под руководством которых происходило становление района. Уничтожение кадров Уралмаша тяжело отразилось на заводе: были сорваны практически все важные заказы строящихся металлургических заводов, объем выпуска упал в 2,2 раза.

Великая Отечественная война

В годы войны район стал сердцем оборонной промышленности не только города, но и страны. За короткий срок все предприятия района были перепрофилированы на военное производство. Всего на фронт с Уралмаша была отправлена 5551 боевая машина (танки Т-34, самоходки СУ-122, Су-85 и СУ-10), тысячи боевых машин, выпущенных на других заводах, были одеты в уралмашевскую броню (корпуса и башни). Кроме того, шел выпуск корпусов тяжелых авиабомб и реактивных снарядов для «Катюш». Наряду с военной продукцией за- вод поставлял и металлургическое оборудование, необходимое в условиях значительного увеличения производства металла в стране.

На территории Уральского турбинного завода разместились дизельная часть Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда, и Турбогенераторный завод из Харькова. Дизельный выпускал моторы для боевых машин, турбинный — запасные части для ремонта турбин на электростанциях.

В первые месяцы войны на «Уралэлектроаппарате» было также организовано оборонное производство. Первой продукцией для фронта стали 30 тысяч саперных лопаток. На предприятии изготавливались снаряды для артиллерии и знаменитые ракетно-минометные установки, получившие в ходе войны название «Катюша». Делали на заводе и снаряды для них.

Каждый четвертый танк в Великую Отечественную войну выходил с двигателем, выпущенным на Турбомоторном заводе. 24 тысячи самолетов противника было сбито из 20 тысяч зенитных установок, выпущенных заводом им. Калинина. Каждый 19-й танк, созданный в СССР, был собран на Уралмаше.

В 1942 году в школе №77 была создана школа ВВС, где готовили летчиков-штурманов для Красной Армии. В начале 1943 года формируется Уральский добровольческий корпус. На собственные средства орджоникидзевцев было построено три танковых колонны, для чего было собрано 53 млн рублей. В корпус было зачислено 282 добровольца, в том числе 200 уралмашевцев. Уральский танковый корпус участвовал в боях за освобождение Брянска, Украины и Польши, штурмовал Берлин.

Большая работа была проведена в районе по размещению и восстановлению эвакуированных промышленных предприятий, а также размещению тысяч людей. Многие из них жили в подвалах домов по улице Ильича, здесь организовали временные жилые помещения с кухнями и туалетами. Новых жителей в районе оказалось так много, что начали использовать даже чердаки двухэтажных деревянных домов — их утепляли, устанавливали печи. В результате этих мероприятий в районе разместилось 26000 эвакуированных.

Уже с августа 1941 года на территории района стали организовывать работу госпиталей, которые разместились в здании гостиницы «Мадрид», в школах № 80, 16, 68.

За годы войны 17 орджоникидзевцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 24 тысячи — награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Объединение Уралмаша и Эльмаша

В послевоенные годы промышленность и социальная сфера района продолжили свое динамичное развитие. В районе сформировалось четыре градообразующих предприятия — «Уралмашзавод», Турбомоторный завод, «Уралэлектроаппарат», машиностроительный завод им. Калинина. Продукция предприятий района пользовалась спросом во многих странах мира. Орджоникидзевский район стал «промышленным ядром» Свердловска.

Расширялось социальное строительство в районе. В 1948 году была пущена первая очередь трамвайной линии на Эльмаш. В 1953 году вступил в эксплуатацию Дворец культуры завода «Ураэлектроаппарат» со зрительным залом на 600 мест.

В 1959 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Орджоникидзевский район (Уралмаш) и Куйбышевский район (Эльмаш) были объединены в один Орджоникидзевский район.

От троллейбуса до метрополитена

В 60-х годах на Уралмаше открыто троллейбусное движение. Это было время активной застройки района, только на проспекте Космонавтов УЗТМ построил 41000 кв. метров жилья, заселяли квартиры в основном рабочие.

В 1964 году завод «Уралэлектроаппарат» переименован в «Уралэлектротяжмаш им. Ленина». В 1965 году сдана в эксплуатацию экспериментальная школа № 128 на 1600 мест, самая крупная школа в городе, области и республике. В 1967 году постановлением Облсовета все учреждения и организации района перешли на пятидневную рабочую неделю.

За период 1971-1975 гг. введено в действие 118,7 тыс. кв. метров жилой площади.

В августе 1980 года началось строительство Свердловского метрополитена — первого на Урале и тринадцатого в СССР. Огромную роль в строительстве метро сыграли предприятия района. 27 апреля 1991 года были пущены три первые станции: «Проспект Космонавтов», «Уралмаш» и «Машиностроителей».

Осенью 1996 года был заложен первый камень в основание Храма Рождества Христова. А уже 7 января 1998 года в нем отслужена первая литургия. Это была первая каменная церковь, возведенная в Екатеринбурге за последние 100 лет.

Ударная стройка //Орджоникидзевский: День района. – 2007. – 17 мая.-С. 1

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта