Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга Библиотека им. М.Горького Екатеринбург, ул. Ильича, 20 тел.: (343) 338-38-97 E-mail: bibl28@ekmob.org
|
|
|
Фабрика-кухня Уралмашзавода-ДК Сталина-ЕАСИС. Агеев «От культурной столовой - к Дворцу культуры» Информационные агентства на днях сообщили: фабрика-кухня Уралмашзавода прошла государственную историко-культурную экспертизу. Ее результатом стало признание здания объектом культурного наследия. 17 октября решением регионального правительства фабрика-кухня включена в реестр объектов культурного наследия. ВОЙНА КУХНЯМ Идея построить фабрику-кухню принадлежала управляющему Уралмашиностроем Александру Петровичу Банникову. Высказал он ее еще в 1931 г. Как писал участник строительства завода и соцгорода Виктор Анфимов, А. П. Банников задумал построить большую и максимально механизированную фабрику общественного питания на 100 тыс. блюд в сутки. Как раз в это время в СССР велась работа по коренному переустройству быта людей, освобождению их от многих рутинных работ, чтобы появилось достаточно времени для образования, культурного отдыха, спорта. Да и вообще индустриализация невозможна без созданий крупных предприятий общественного питания, способных оперативно накормить большие массы людей. Был и еще один мотив создания фабрик-кухонь - высвобождение женщин из «пут» домашнего хозяйства и вовлечение их в производство. А домашняя работа была тогда весьма трудоемкой: природный газ в быту вообще не использовался, электроплитки были редкостью, так что для приготовления пищи в домашних условиях использовали дровяные печи, примусы, керогазы. О стиральных машинах и не слышали. Между тем семьи были очень большими, с несколькими детьми. Чтобы всех накормить и обстирать, требовалась масса времени, так что женщинам было не до работы на заводах. Вот поэтому нередко в книгах и газетах советские поэты и прозаики противопоставляли «мещанским закопченным кухням» просторные, светлые залы общественных столовых: И вот хозяйка сидит в столовой И ест (предположим) куриный бульон. Бульон, который она взяла За очень низкую плату, Который варился в громадных котлах Девушками в халатах. А перед хозяйкой цветы горят, Как лучшие в мире горелки, А сбоку хозяйки, как звезды, блестят Ошпаренные тарелки. Под влиянием романтической идеи переустройства быта иной раз в проектах новых домов кухни не предусматривались вообще ! За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить о Городке чекистов в самом центре Екатеринбурга. НЕ ПРОСТО СТОЛОВАЯ По всей стране фабрики-кухни строились как грандиозные сооружения с сотнями работающих: поварами, официантками, лаборантами и прочим персоналом. Почти все здания фабрик-кухонь воплотили смелые фантазии архитекторов-конструктивистов. Уралмашевская фабрика-кухня не стала исключением. Она была далеко не первой в стране, к моменту ее создания в СССР уже выработался определенный стиль проектирования таких зданий, в основу которого был положен опыт московских архитекторов. Корпуса обязательно строились в несколько этажей, с подвалом для хранения продуктов, с цокольным этажом для хлеборезки, многие - с плоской крышей для устройства летнего кафе и т.д. На Уралмашинострое не стали пренебрегать опытом москвичей. - Через московские проектные организации подобрали нужный проект и стали готовить рабочие чертежи и привязку здания, - писал в своих воспоминаниях первостроитель Уралмашзавода В.Н. Анфимов. - Здание по тем временам большое. Только один зал для приготовления первых блюд занимал площадь существующего сейчас зрительного зала Дворца культуры (Анфимов писал эти строки в 1979 г., когда еще не было «нового» ДК, - прим. ред.) с большим количеством паровых котлов, со сложной приточно-вытяжной вентиляцией. А какие помещения занимали цехи мясной и рыбный! В целом строительство фабрики-кухни обошлось в 2,1 млн. рублей. Для сравнения: на создание модельного цеха затратили на 600 тыс. руб. меньше, а на ремонтно-механический - на 800 тыс. руб. меньше. В общем, строили с размахом. Производственный корпус соединили с торговым четырьмя туннелями, по которым на электрокарах обеды должны были поступать в столовые залы. В торговом корпусе создали обеденные залы, рассчитанные в общей сложности почти на 500 человек. На первом этаже кроме закусочного зала на 220 человек находились парикмахерская, магазин, кабинет врача, читальный зал, методический кабинет. На плоской кровле было устроено летнее кафе-ресторан с видом на главную площадь соцгорода. А по фронтону торгового корпуса сделали надпись «Ресторан - столовая». Производственная часть фабрики-кухни заработала уже ко дню официального пуска завода, а торговая - к концу 1935 г., когда уже почти во всех цехах и в подвале заводоуправления построили свои столовые. Завтракать и ужинать уралмашевцы предпочитали дома, благо в их квартирах были кухни. Так что идея фабрики-кухни оказалась несостоятельной. ФАБРИКА-КУХНЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ ВО ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ Тогда здание решили переделать под Дом инженерно-технических работников (ДИТР). О том, чтобы превратить его во Дворец культуры, сначала не думали - согласно плану создания соцгорода Дворец культуры следовало возвести немного подальше, на другой стороне улицы Культуры, рядом с парком культуры и отдыха (который тоже не построили). Но планы эти остались только на бумаге, в годы войны там построили бараки для эвакуированных. Между тем проект Дворца культуры был очень интересным. В клубной части здания кроме помещений для кружковой работы предусматривался также большой спортзал с теннисной площадкой, тир, кегельбан, бильярдная. А в театрально-зрелищной части были предусмотрены зрительный зал на 1500 мест, механизированная сцена, фойе и вестибюль. В 1933 г. даже заложили фундамент Дворца культуры, но на этом все завершилось - нужно было прежде всего достраивать цеха и строить жилье. Перепроектирование фабрики-кухни под ДИТР велось под руководством архитектора Петра Васильевича Оранского. В 1936-1937 гг. была проделана колоссальная работа по созданию зрительного зала на 1 тыс. мест, из-за чего пришлось на 1,5 м поднять кровлю. Потолки и колонны украсили лепниной, а в фойе потолки еще и художественно оформили. На стенах появились портреты Маркса. Энгельса, Ленина, Сталина, Ворошилова, Герцена. Чайковского, сделанные художником Р. Поземским из минерала ангидрита различных оттенков. Создано было много помещений для клубных занятий, танцевальный зал, детский клуб, библиотека. Даже о небольшом кинозале не забыли. Фактически получился Дворец культуры, но не для всех, а только для тех, кто относился к инженерно-техническим работникам. В феврале 1937 г. ДИТР был торжественно открыт, а вскоре на фронтоне здания появилась надпись «Клуб имени Сталина». Под этим наименованием он и действовал долгие годы на радость тысячам его постоянных посетителей. После развенчания культа личности бывшая фабрика-кухня назвалась просто ДК, а когда был построен «новый» Дворец культуры «Уралмаш» на ул. Фестивальной, стала, соответственно, «старым» ДК. На протяжении многих лет здание привлекает профессиональных архитекторов, в том числе зарубежных, а также всех тех, кто интересуется архитектурой конструктивизма и историей нашей страны 1930-х гг.
Сергей Агеев
Агеев, С. С. От культурной столовой - к Дворцу культуры / С. С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2014.- 21-29 окт.- С.7 М. Ильченко «Советская авангардная архитектура глазами постсоветского человека: судьба ДК УЗТМ» Комплекс зданий бывшей фабрики-кухни и торгового корпуса, расположенный в самом центре исторической части Уралмаша, сегодня не имеет среди жителей района устойчивого названия. Возведение комплекса и обретение им своего окончательного облика растянулось почти на десятилетие, знаменуя наиболее интенсивный период застройки самого соцгорода. Строительство здания фабрики-кухни началось еще в 1929 году, совпав по времени с закладкой основных цехов завода, а в 1938 году завершилась его реконструкция, превратившая комплекс в Дом культуры. Тем самым была подведена черта под целым периодом смелого градостроительного эксперимента. Однако привычное обозначение «старый ДК» постепенно ушло в прошлое, а ни одно новое не закрепилось. Такая ситуация кажется метафоричной. Попав в новые смысловые контексты как памятник авангардной архитектуры, эти постройки оказались в «пограничном» состоянии: в условиях постепенной утраты материальной связи с советской эпохой и попыток обретения новых символических значений. История старого ДК УЗТМ — своего рода проекция судьбы всего района Уралмаш, сохранение идентичности которого сегодня напрямую зависит от успешности конвертации символов его славного индустриального прошлого в новую мифологию. История здания полна сюжетов, каждый из которых вправе претендовать на собственную символическую значимость: масштаб архитектурного замысла и череда вынужденных реконструкций, смена облика и смешение стилей, годы забвения и дискуссии о статусе памятника. Следуя заветам идеологов конструктивизма искать новые типы зданий и тем самым «кристаллизовать новый социалистический быт»1, архитекторы в двадцатые годы прошлого века стремились в своих постройках воплотить реальность будущего здесь и сейчас. Невзирая на ограниченность в технических средствах и, как правило, стесненность в сроках, они создавали качественно новые архитектурные формы, предопределявшие тенденции проектировочной мысли на десятилетия вперед. Тип здания фабрики-кухни стал результатом новаторских исканий и одновременно олицетворением нового общественного устройства. Он рассматривался как пространство формирования нового коллективного сознания, где вместе с осуществлением совместного быта должен был постепенно рождаться новый человек. Фабрика-кухня на Уралмаше — живое свидетельство эпохи, с масштабностью ее замыслов и видения мира. Это материализованная утопия, зримая и осязаемая. Здание, строившееся в несколько этапов, предстало в виде комплекса сооружений, разные корпуса которого проектировали свердловский архитектор Валерий Парамонов и выходец из Баухауза Бела Шефлер. Первым в 1932 году по проекту Парамонова был построен производственный корпус, расположившийся на улице Красных Партизан. Годом позже начинается строительство торгового корпуса, главный фасад которого выходит на улицу Культуры. Автором проекта становится Шефлер, перед которым одновременно стоит задача объединить оба здания в единый комплекс. В результате корпуса связываются между собой надземным переходом и несколькими подземными туннелями, тем самым приобретая характер целостного сооружения. Оформившись в своих границах к 1935 году, комплекс занял узловое положение в застройке соцгорода, охватывая значительную часть территории квартала, примыкающего к одной из центральных магистралей — улице Культуры. Уже тогда для нового района он приобрел особое значение, став, с одной стороны, крупнейшим на его территории общественным зданием, с другой — символом утверждения структуры центральной части соцгорода. Фабрика-кухня поражала своим объемом и необычной планировкой. Для жителей Уралмаша это здание создавало ощущение новой жизни, иной реальности, формируемой на их глазах. Пространства внутренних залов и многочисленных переходов, обилие света, высокие проемы непривычно больших окон, открытая летняя терраса — все это не могло не поражать воображение рядового советского человека. Фабрика-кухня УЗТМ могла уступать в экспрессивности лучшим ленинградским образцам, а в масштабности — московским, однако она, несомненно, несла в своем облике и композиции особое обаяние. В традиционных заявлениях архитекторов-конструктивистов о том, что эстетическая ценность построек играет для них второстепенную роль, всегда содержалась некоторая доля лукавства. Оформление фасадов продумывалось и тщательно прорабатывалось ими до мельчайших деталей. Подобными утверждениями сторонники авангардной архитектуры пытались подчеркнуть лишь то, что образность должна выступать естественной производной от функциональности здания. Красота, художественный образ при этом никуда не исчезают, но должны по-другому считываться зрителем. В планировке и оформлении комплекса фабрики-кухни на Уралмаше романтический порыв замысла сдерживался общей строгостью облика сооружения. Беле Шефлеру удалось добиться, чтобы здание сохранило выразительность и монументальность на фоне простоты и предельной аскетичности форм. Подобная сдержанная эстетика вполне соответствовала духу свердловской традиции. В результате комплекс торгового корпуса и фабрики-кухни УЗТМ стал ярким образцом зрелого конструктивизма. К середине 1930-х годов у молодого развивающегося соцгорода возникает потребность в здании, способном стать центром культурного досуга для целого района. Очевидной кажется идея строительства нового здания Дома культуры. Однако на фоне снижения необходимости в массовом и централизованном приготовлении пищи принимается решение использовать под новые нужды комплекс фабрики-кухни. Решение выглядит неоднозначным, но тому находятся логичные объяснения. По мнению Людмилы Токмениновой, оно, с одной стороны, было вызвано «отсутствием достаточного финансирования», с другой — тем, что уже до этого «ряд помещений комплекса совмещал в себе клубные функции»2. Реконструкция комплекса проводится в 1937-1938 годах под руководством Белы Шефлера и главного идеолога строительства соцгорода Петра Оранского. Как следствие, здание фабрики-кухни трансформируется в Дворец культуры и на десятилетия вперед получает свое новое функциональное назначение. Лаконичность и универсализм черт, которые придали зданию архитекторы, словно бы поместило его вне временных рамок, позволив гармонично вписываться в различные исторические и культурные контексты. Так, оно довольно успешно пережило реконструкцию и обязательную в тридцатые годы «корректировку» стиля: оформление внутренних интерьеров в стиле сталинской неоклассики не только не оставило налета искусственности, но, напротив, лишь подчеркнуло его внутреннее изящество и особую атмосферу. Превращение столовых сначала в помещения Дворца культуры, а затем в пространства музея и многочисленные досуговые площадки, несмотря на всю парадоксальность трансформаций, сегодня при посещении комплекса воспринимается как вполне естественное. Кроме того, будто бы в соответствии и с такой своей особенностью здание на долгое время потеряло имя одного из собственных авторов: причастность погибшего в застенках НКВД Белы Шефлера к проектировке и реконструкции здания была установлена чуть более 10 лет назад. Это делает здание старого уралмашевского ДК открытым для интерпретаций и наполнения новыми смыслами. Словами Сергея Ушакина, оно выступает «не столько носителем фиксированного смысла, сколько экраном»3, на который могут проецироваться различные нарративные схемы и символические значения. Тем не менее доминирующим контекстом восприятия конструктивистского комплекса, как и всей исторической, части Уралмаша, остается советское прошлое. Советское прошлое сегодня можно воспринимать двояко. Его можно отстраненно изучать, обнаруживая и рассматривая различные явления через оптику музея. А можно, воспользовавшись редким шансом, данным временем, стать его внутренним наблюдателем. Ощущение уходящей, исчезающей эпохи в кварталах старой уралмашевской застройки переживается особенно остро. Вся эта часть соцгорода кажется вырванной из одного контекста и помещенной в другой. Здание бывшего ДК в этом смысле является носителем неповторимого духа. В его залах и коридорах прошлое не просто видимо, оно ощущается физически и тактильно. Это прошлое еще не успело превратиться в артефакт и потому доступно для непосредственного эмоционального взаимодействия. Магия времени, ощущаемая в ветшающих залах и коридорах торгового корпуса — это как раз то самое «пограничное» состояние, в котором здание вместе со всем историческим районом пребывает в последние годы. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем подобная архитектура, по замечанию Павла Герасименко, «станет чем-то вроде архитектуры Древнего Египта: конструктивистской архитектурой можно будет заниматься также спокойно и тихо, без трепета и без вспышек политического чувства»4. Пока же возникающее от соприкосновения с ней легкое сентиментальное чувство является, наверное, лучшей защитой от абсолютного возобладания по отношению к советскому прошлому холодного аналитического взгляда. Особенность архитектуры в данном случае проявляется еще и в том, что помимо создаваемых ею символических смыслов и визуальных образов она всегда остается материальной структурой, формирующей привычки и задающей модели поведения людей. Каким бы социокультурным изменениям ни подвергался соцгород за последние десятилетия, его изначальная застройка по-прежнему определяет те очертания и тот каркас, в котором район продолжает существовать и развиваться до сих пор. Зданию старого ДК УЗТМ в этой структуре отведено одно из ключевых мест, доминантных положений, обязывающих его оставаться центром притяжения культурной жизни района. Размещение в нем ЦК«0рджоникидзевский» и ожидаемый переезд Екатеринбургской академии современного искусства в целом укладываются в историческую и символическую логику развития комплекса. При этом градостроительную значимость здания помимо прочего существенно повышает сохранившаяся и почти не нарушенная уникальность его композиционного расположения5. Успех реализации потенциала, скрытого в комплексе уралмашевской фабрики-кухни, и его преобразование в новые художественные, культурные и социальные смыслы в состоянии стать образцом не только для всего района, но и для тысяч других памятников архитектуры,«пограничное» состояние которых может вскоре трансформироваться в совершенно иные состояния с непредсказуемыми результатами. Примечания 1. Современная архитектура. 1926. № 1. С. 15. 2. Токменинова Л. Полифункциональный комплекс «Фабрика-кухня и Торговый корпус УЗТМ» // Баухауз на Урале: Сохранение наследия: материалы международного научного семинара (22-24 августа 2008 г., Екатеринбург). Екатеринбург: Вебстер, 2010. С. 95. 3. Ушакин С. Отстраивая историю: советское прошлое сегодня// Неприкосновенный запас. 2011. № 6. С. 15. 4. Герасименко П. Прогулка по Батенинскому жилмассиву // Прогулки за искусством: Ленинград — Москва — Свердловск. СПб.: Левша, 2008. С. 29. 5. См.: Токменинова Л. Указ. соч. С. 98-100. Ильченко, М. Советская авангардная архитектура глазами постсоветского человека: судьба ДК УЗТМ / М. Ильченко // Будущее прошлого: футурология ДК УЗТМ / ред. Н. В. Шевченко.- Екатеринбург, 2014.- С.20-25
Е. Кочухова «Многофункциональный культурно-образовательный комплекс «Индустриальная цивилизация» в рамках реконструкции Центра культуры «Орджоникидзевский»: идея проекта» Актуальность, перспектива, цели, задачи и основное содержание проекта комплекса В стратегическом плане развития Екатеринбурга формулируется задача его трансформации «из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно- финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей». Следует подчеркнуть особую роль сферы культуры как важнейшего нематериального ресурса, позволяющего повышать качество жизни горожан и статус города. Создание многофункционального культурно-образовательного комплекса отвечает положениям программы стратегического развития Екатеринбурга, а также мировым трендам преобразования городских пространств, в частности — практикам ревитализации отдельных районов. Культурные институции сегодня призваны удовлетворять растущий спрос на образование и творчество, доступ к искусству и знаниям, специализированные информационные и консалтинговые услуги, внутренний и внешний туризм. Не случайно ведущие культурные центры крупных городов проходят путь от традиционных музейно-выставочных пространств к комплексам, объединяющим выставочные площадки, лектории, кинозалы, книжные магазины, читальные залы, образовательные центры, творческие мастерские и другие привлекательные для горожан пространства. Все эти активности собираются под одной крышей, значительно повышая капитализацию пространства (концепции небольших культурных центров включают идею интенсивного использования имеющихся площадей: кинозал может выступать как лекторий, творческие мастерские — функционировать раз в неделю прямо в читальных залах, дискуссии — проводиться в выставочных залах и так далее). Эти комфортные и привлекательные институции в краткосрочной перспективе удовлетворяют ряд нематериальных потребностей горожан, а в долгосрочной — способствуют формированию интереса горожан к их городу, бережного отношения к наследию, памяти места, что влечет наглядное качественное преображение городской среды. Проблемная ситуация На сегодняшний день культурные институции, позволяющие удовлетворить разнообразные запросы горожан, сосредоточены в центре города и в большинстве своем имеют узкую специализацию. В силу этих особенностей они оказываются недоступными для многих горожан (их свободное время не совпадает со временем работы музеев и галерей, путь к месту культуры отнимает много времени, отдача от затрат не представляется достаточно адекватной и т. д. — по данным социологических исследований ЕАСИ). Управление культуры Администрации города Екатеринбурга уже осуществляет значительную работу по вовлечению горожан в новые культурные активности, однако именно децентрализация культурно-образовательной жизни и насыщенного творческого досуга требует дополнительных усилий. Потребность в доступных площадках культурной активности и интеллектуального досуга не восполняется, тогда, как она активно формируется у современной молодежи (примерами Москвы, Петербурга и мировых столиц) и сохраняется у старших поколений (как память о разветвленной системе районных домов культуры). В то же время у города есть пространства, которые могут эффективно использоваться для удовлетворения указанных потребностей горожан. Однако в силу разных причин они оказываются заброшенными. В частности, ЦК «Орджоникидзевский» находится в ситуации, когда множественность хозяев, инерционность присутствующих активностей, наличие заброшенных более чем на 20 лет зон комплекса с неизбежностью ведут к утрате объекта наследия. Сегодня задачу восстановления и сохранения этого образца архитектуры конструктивизма первой половины 1930-х годов будет целесообразно решать вместе с задачей децентрализации культурной среды города. Проект разрешения проблемной ситуации Организация в здании бывшего ДК УЗТМ многофункционального культурно-образовательного центра станет важным шагом на пути развития новых культурных активностей района, позволит сохранить объект наследия и приумножить его символический капитал. Типология объекта Публичное пространство, предназначенное для широкого спектра активностей, связанных с творчеством, проявлением индивидуальности, обменом идеями, образованием, свободной коммуникацией представителей разных городских сообществ и поколений. Перспектива проекта Создание многофункционального культурно-образовательного комплекса в здании бывшего ДК УЗТМ станет уникальным примером восстановления памятника конструктивизма за счет актуализации в современных условиях его исторического замысла. Комплекс ДК УЗТМ изначально занял узловое положение в застройке соцгорода и был задуман как многофункциональный центр, организующий насыщенную социокультурную жизнь района. Сегодня наполнение этого образца конструктивистского наследия содержанием, соответствующим его историческому значению, выступит также узнаваемым примером успешного сохранения и переосмысления наследия советской индустриальной культуры, ревитализации культурной жизни района, объединения интересов жителей, новых творческих сообществ, молодых художников, студентов и исследователей. Расположение современного культурного центра в месте, привычно ассоциирующимся у горожан с культурным досугом, повышает привлекательность и узнаваемость проводимых проектов, открывает новые возможности использования наследия объекта и позволяет работать с таким важным нематериальным ресурсом, как память и ностальгия, что особенно актуально для объекта советской эпохи. Екатеринбургская академия современного искусства выступает идеологом проекта и обладает значительными интеллектуальными, творческими и кадровыми ресурсами для его запуска и дальнейшего поддержания. Благоприятные внешние факторы 1. Существует устойчивый интерес российской и широкой зарубежной общественности к наследию конструктивизма, образцом которого является здание ДК, выполненное архитекторами В. Оранским и Б. Шефлером, выпускником немецкой школы Баухауз. 2. Здание включено в сохранившуюся культурно-историческую среду центральной части микрорайона Уралмаш. 3. В пешеходной доступности — знаковые для индустриального и конструктивистского наследия Уралмаша объекты: целостный ансамбль площади Первой Пятилетки и памятника архитектуры «Белая башня». 4. Возникает повышенный спрос на культурно - досуговую инфраструктуру и площадки коммуникации ввиду активной застройки вблизи станции метро «Уралмаш», ввода в эксплуатацию значительного количества многоквартирных домов. 5. Вблизи находятся несколько образовательных учреждений (Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский педагогический университет, Екатеринбургский машиностроительный колледж, а также ряд школ). 6. Растет поток иностранных туристов (поезд французских писателей в 2010 году, итальянских писателей — в 2011-м, делегация китайских журналистов в 2013-м). 7. Обеспечена качественная транспортная доступность к объекту (нескольких трамвайных, троллейбусных, автобусных маршрутов или 20 минут прогулки от метро). Благоприятные внутренние факторы 1. Вокруг ДК выстраивалась культурная жизнь района на протяжении нескольких десятилетий, здание несет в себе память места, хорошо капитализирующуюся в условиях постиндустриальной экономики. 2. Здание способно гармонично вписываться в различные исторические и культурные контексты. В нем исторически заложена возможность к открытым интерпретациям и к наполнению новыми смыслами. 3. ДК аккумулировал опыт горожан, формировавшийся по мере строительства и развития Уралмашзавода; это наследие позволяет восстановить картину индустриального прорыва в особых выставочных, исследовательских и издательских проектах. 4. В здании разместится ЕАСИ, что позволит осуществлять регулярную интеллектуальную и креативную поддержку проекта. Цели культурно-образовательного комплекса
1. Налаживание коммуникации и стимулирование обмена знаниями между различными городскими сообществами и разными поколениями (в том числе обеспечение семейного отдыха, детского и семейного образования). 2 Выявление творческих сообществ и предоставление им площадок для подготовки, демонстрации, обсуждения проектов. 3. Разработка, планирование и реализация культурных мероприятий, способных привлечь горожан к участию в культурных событиях и сформировать чувство общности жителей микрорайона. 4. Информационная и методическая поддержка культурных инициатив. 5. Разработка и/или поддержка специализированных семинаров, курсов программ дополнительного образования. 6. Предоставление площадки для исследовательской активности студентов и сотрудников различных образовательных институций. 7. Создание фонда для музейных экспозиций и свободной библиотеки. 8. Обмен знаниями с близкими по специфике исследовательскими и культурными центрами в России и за рубежом. Тематическое наполнение проекта Сегодня историю бывшего ДКУЗТМ необходимо рассматривать как проекцию судьбы всего района Уралмаш. Конвертация символов его индустриального прошлого в новую городскую мифологию позволит заново осмыслить значение соцгорода, его уникальную локальную специфику, связь индустриальных пространств и идентичности горожанина. Сохранение конструктивистского наследия и новое проговаривание идеологии этого архитектурного стиля, восстановление быта творцов индустриального прорыва, осмысление символического наследия этой эпохи, выработку новых форм его репрезентации стоит осуществлять в тесной привязке к культурно-символическому капиталу ДК. Предлагается концентрировать тематику экспозиций, выставок, художественных и исследовательских проектов вокруг индустриальной проблематики и наследия конструктивизма. Это достаточно широкие рамки, в которые может вписаться музей науки и техники, музей свердловского быта, музей свердловского конструктивизма — если будет решено создавать постоянную «якорную» экспозицию. В то же время такая тематическая привязка культурно-образовательного комплекса к локальному наследию обеспечивает ему не только первичную привлекательность для местного сообщества, но узнаваемость и уникальность на пестром поле российских культурных проектов. Эта спецификация позволит в ближайшей перспективе создать качественную архивную и исследовательскую базу, что, в свою очередь, будет способствовать привлечению новых творческих сообществ к осмыслению и воспроизводству локальной культуры. Деятельность, осуществляемая в рамках тематически специфицированного культурно-образовательного комплекса, также может представлять интерес для иностранных исследователей или фондов поддержки культурных инициатив. Кочухова, Е. Многофункциональный культурно-образовательный комплекс «Индустриальная цивилизация» в рамках реконструкции Центра культуры «Орджоникидзевский»: идея проекта / Е. Кочухова // Будущее прошлого: футурология ДК УЗТМ / ред. Н. В. Шевченко.- Екатеринбург, 2014.- С.37-43 П. Путинцев «Индустриальная цивилизация»: визуальный концепт» Визуальное решение экстерьера комплекса В основе общего визуального решения культурно-образовательного комплекса лежит историческая планировка архитектурных объемов и стилистика конструктивизма. В условно реконструированном экстерьере бывшего зрительного зала использована двухскатная крыша, какая была до пожара, произошедшего в мае 2013 года. Его помещение после реконструкции предлагается использовать как мультифункциональный зал, в назначение которого могут входить: выставочная, презентационная функции, а также функции лектория и тематического общения горожан и т. д. Основная проектная идея зала — трансформируемость пространства, мобильность предметной среды, вариативность. Двумя значимыми территориальными изменениями, которые предлагается провести на земле комплекса, являются введение автомобильной парковки со стороны улицы Красных Партизан и организация спортплощадки за корпусом мультифункционального зала. Парковка — это жизненно необходимый элемент для функционирования всего комплекса, включающего общественные институции и вуз (ЕАСИ). Неотъемлемой частью вуза являются также спортивные площади, в числе которых предлагается спорт-площадка для занятий на открытом воздухе. Два нововведения предполагают снос существующих оград и бытовых построек. Простая проектная модель всего архитектурного комплекса. Вид с бульвара Культуры и вид сверху Мультифункциональный зал. Вариант 1 Пространство реконструированного зала в целях увеличения полезной площади и повышения его зрелищности предлагается разделить на два яруса: основной объем этажа дополняется периметральным полуэтажом выше первой галереи окон. Просторное помещение наполнено естественным светом, в него вписан полуэтаж на легких балочных опорах. Во всем зале просматривается конструкция крыши, к которой крепятся мощные осветительные приборы в индустриально-цеховой стилистике. На полуэтаж ведет широкая лестница со шлифованными металлическими перилами, опоясывающими внутреннюю границу полуэтажа. Второй ярус позволяет смотреть на экспозиции или мероприятия с дополнительной точки зрения. Также он дает возможность организации зон непринужденного общения, работы, интерьерного променада, вместе с тем создает дополнительные выставочные площади, на которых можно размещать витрины и небольшие объемно-пространственные артефакты и инсталляции. Планировка пространства зала. Основной вид зала без мебели и мобильных перегородок. Вид на помост-сцену. Организация презентационной зоны
Вид на зал с полуэтажа Среда зала мультифункциональна. Между опорами полуэтажа заложена возможность установки перегородок для организации выставок. У дальней стены есть ступенчатый помост, который может использоваться как сцена или особая экспозиционная зона, на стену за ней может проецироваться изображение. Большие подсобные помещения располагаются по обеим сторонам помоста, возле которого также возможно организовать зрительскую зону на случай презентаций. В центральной части зала могут устанавливаться мобильные витрины разнообразной формы или выставочные стенды. Перегородки, возводимые на период выставок, образую ниши, которые освещаются светильниками, закрепленными по периметру полуэтажа. Общая цветовая гамма пространства нейтральна. Она служит фоном для экспозиций. Небольшими красными и зелеными цветовыми акцентами может являться мебель. Для окон возможны варианты завешивания. Мультифункциональный зал. Вариант 2 Пространство реконструированного зала представляет собой цельный объем без разделения стенами и полуэтажами. Предлагается внедрение стационарных элементов двух функциональных типов: подсобных помещений и помостов-сцен с выдвижными секциями кресел. Помосты позволяют организовать три презентационные зоны, а также могут являться частью экспозиционного пространства. Благодаря помостам и выдвижным секциям кресел в пространстве организуется восприятие зрителя. Как и в первом варианте, здесь сохраняется нейтральная цветовая гамма, присутствует стилистика индустриального помещения. Важным отличием является способ организации пространства. Но центральная часть зала здесь также предполагает размещение мобильных перегородок в любом доступном порядке, свободную композицию стендов и витрин. Основной вид зала без мебели (выдвижные секции сидений предусмотрены как поятоянный элемент зала)
Общая перспектива зала с условным выставочным оборудованием На эскизах представлена условная экспозиция из мобильных перегородок и красных витрин. Выдвижные секции кресел убраны под сцены, однако они все равно остаются композиционным и колористическим акцентом зала, сочетаясь с красными витринами для экспонатов. Помосты использованы в качестве выставочных площадей, на которых размещены столы-витрины и вертикальные стеклянные витрины с прозрачными полками. Район помостов предполагает комплексные системы освещения. Для окон могут быть предусмотрены варианты завешивания, затемнения. В ходе работы над визуальным концептом был проведен наружный осмотр здания, привлекались следующие документы: 1.Заключение № 1043 от 15.10.2007. По результатам визуального обследования строительных конструкций здания Центра культуры «Орджоникидзевский»…/ Инженерно-внедренческий центр «Технология». Екатеринбург, 2007. 2. Технический паспорт на здание Дворец культуры школьников, литер А [составлен по состоянию на 12 ноября 2002 г.] / ЕМУП БТИ. 3. Заключение о возможности эксплуатации зрительного зала Дворца культуры школьников (ДКШ) ПО «Уралмаш» / Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Екатеринбург, 1991. 4. Заключение о состоянии и возможности эксплуатации несущих конструкций покрытия, кровли и подвесного потолка зрительного зала ДЮШ ПО «Уралмаш» / Свердловский городской центр научно-технического творчества молодежи. Свердловск, 1990. 5. Заключение по результатам обследования несущих конструкций зрительного зала, сцены и фойе ДКШ ПО «Уралмаш» / Свердловский городской центр научно-технического творчества молодежи. Свердловск, 1990. Все представленные в издании модели не являются готовыми проектными решениями! Путинцев, П. Индустриальная цивилизация: визуальный концепт / П. Путинцев, Е. Путинцева // Будущее прошлого: футурология ДК УЗТМ / ред. Н. В. Шевченко.- Екатеринбург, 2014.- С. 44-52
|
Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.