Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Эльмаш - район электрических машин

Так рождался Эльмаш (1932-1941)


Летом и осенью 1932 года техдоку­ментация на строительство заво­да не была готова, все силы были броше­ны на строительство жилого фонда для рабочих-строителей, а позднее для эксплуатационников. Первый жилищный массив барачного типа начали строить в районе третьего километра с символичным названием Рабочий поселок.

Первоначально было построено 19-20 бараков - одноэтажных, неблагоустро­енных, с печным отоплением, без воды и канализации, каждый площадью 300-350 м2.

Часть из них - общежития, где про­живали одинокие рабочие, мужчины и женщины, по 60-70 человек в каждом не разделенном на комнаты бараке, а часть - коридорного типа, где жили се­мейные рабочие, по 12-14 семей в каждом бараке. В бараках для одиноких рабочих стояли в 4 ряда кровати, возле каждой кровати - тумбочка, две печки для обогрева барака (плиты) и два бачка с кипяченой водой. Один барак, небольшой, был разбит на небольшие комнаты по 12 кв. м, по 4 комнаты в одном подъезде, также без воды и канализации, в эти комнат поселяли первых ударников завода, таких было всего 12 комнат.

В одном из бараков с одной стороны была рабочая столовая на 40-50 посадоч­ных мест, с буфетом и открытой веран­дой, где в летнее теплое вечернее время был ресторан, с другой стороны этого же барака на одно рабочее место - парикма­херская. Другой барак был так же разделен на две части (половины), с одной стороны была пошивочная мастерская, которой заведовал Янов, он же и был за­кройщиком верхнего женского платья, а с другой - мастерская по ремонту обуви. В этом же районе, в одном из бараков, поме­щалась поликлиника-больница на 15-20 коек, в которой производился прием и ле­чение рабочих-строителей и эксплуатационников. Здание этой больницы было обнесено забором, внутри которого росло много сосен и кустарников-цветов, где были установлены скамейки для отдыха больных. Одной из основателей этой боль­ницы была Мария Симоновна Синицина. В районе этого же поселка в 1933 году было выстроено здание под магазин, в котором были размещены продуктовый и промто­варный отделы, в каждом из них по одно­му рабочему месту. В этом же районе в одном из бараков размещался клуб, в фойе которого организовывались танцы для молодежи, в основном зале пропускались кинокартины и проводились занятия кружков. В 1933 же году открылось по­чтовое отделение №18. Планировка рабо­чего поселка представляла из себя форму неправильного треугольника, в центре ко­торого было выстроено небольшое здание 15-20 кв. м - кубовая, внутри которой в печку был заложен большой бак, в кото­ром женщины в белых халатах кипяти­ли воду и разносили ведрами на коромысле по баракам в бачки для питья.

Одним из первых прорабов на строи­тельстве рабочего поселка был Мирошин Александр Андрианович, под руко­водством которого работали строители Маклаков Григорий, Николаев Николай, Золотавин Дмитрий, Пелевин Леонид, Жданов Федор и другие, десятником был Ф.С. Обухов.

Первый конный двор на 40-50 лошадей был построен в районе нынешних улиц Бабушкина — Корепина, где начальником был т. Сазонов. В связи с тем, что строительству жилого массива на соцгороде необходима была площадка, конный двор перевели в район, где сейчас остановка трамвайная «Электриков». Начальником этого конного двора был назначен  цыган Баранов. Конюшни и сейчас сохранились, в которых в настоящее время  расположен склад ОКСа завода. На территории конного двора было овощехранилище для картошки и других овощей.

Между рабочим поселком и будущим соцгородом в лесу было выстроено одноэтажное здание барачного типа, где размещалась пожарная команда. Одни из первых ее начальников был т. Сысоев. Эта пожарная команда обслуживала вначале строительную площадку завода и строительство жилого фонда, а дальнейшем и эксплуатацию и на cвоем вооружении имела две бочки, каждая на двух колесах с тягловой силой лошади, в дальнейшем - одну пожарную машину.

Кроме рабочего поселка, жилой фонд барачного типа был у завода на Шарташе, в районе станции Аппаратная. Четыре барака были по Березовскому тракту (шоссе), ныне улица Блюхера.

В окрестностях Калиновских разрезов было построено около десятка бараков для холостых и семейных. Ниже нынеш­ней улицы Энтузиастов было 4 барака, так называемый Северный поселок.  В од­ном из них половина была отведена под красный уголок, где регулярно 3 раза в не­делю под гармошку устраивались танцы.

В 1932-33 годах параллельно со стро­ительством рабочего поселка началось строительство соцгорода.

В сплошном лесу в стороне от ныне су­ществующего проспекта Космонавтов, в районе кинотеатра «Заря», был установ­лен указатель «ДОРОГА НА ЭЛЬМАШ», вырублена просека и сделана грунтовая дорога (ныне ул. Краснофлотцев до ул. Бабушкина), которая затем поворачива­ла вправо до завода и в последующие годы (1935-1936)  была  выложена камнем (бурковка).

По правой стороне дороги, в районе проспекта Космонавтов, в 1934 году было построено три одноэтажных двухквартирных рубленых дома, каждый площадью 50-60 м2, с печным отоплени­ем. Левее указателя «Дорога на Элъмаш» стоял пивной бар под названием «Золо­той ключик». Влево от нынешней улицы Краснофлотцев на расстоянии 150-200 метров в 1933 году построили 4 засып­ных каркасных двухэтажных дома, три из них 8-квартирные, каждый примерно жилплощадью 230-250 м2, четвертый -коридорной системы, на 32 комнаты, типа гостиницы.

Во всех 4 домах первое время в основ­ном проживали инженерно-технические работники завода.  По-видимому, от кон­тингента проживающих и произошло название - поселок ИТР.

В 100-150 метрах от поселка ИТР на север в 1932 году была построена школа ФЗУ - одноэтажное Т-образное здание с 15-20 небольшими классами, где готови­лись кадры для строительства и эксплу­атации завода.

Между существующими ныне улица­ми Бабушкина, Энтузиастов, Баумана и Стачек в 1933-1934 годах были построе­ны два одноэтажных барака. В одном  из них была баня и прачечная с рядом стоя­щей котельной, а в другом (барак №6), коридорной системы, жили семейные ра­бочие. В этом бараке впервые на Элъмаше было подведено паровое отопление,  канализация и холодная вода.

По ныне существующей улице Красно­флотцев, по левой стороне, в 1933-1934 годах были сданы в эксплуатацию 4 ка­мышитовых дома (щитовые с утепли­телем из прессованного камыша), 18-квартирные, трехэтажные, с печным отоплением, водой и канализацией. В доме №2 была небольшая библиотека, а в доме №4 - столовая на 20-24 посадоч­ных места, которая в народе называлась «Таверна».

 В районе, где сейчас стоит школа №99, было построено одноэтажное зда­ние площадью 300-350 м2, в котором был расположен первый литейный цех заво­да, рядом, в небольшом здании, - первый заводской гараж на 2-3 машины.

11 июля 1936 года была сдана в экс­плуатацию школа №66 по ул. Красноф­лотцев, 8 - двухэтажная, с 7-летним образованием, на 400 мест. Архитек­тором этой школы был Яковлев Борис Николаевич, он же в это время был на­чальником ОКСа завода. В сдаче школы №66 и детского сада №136 принимали участие трудящиеся завода, в основном ИТР. О сдаче школы в эксплуатацию была послана телеграмма наркому про­свещения т. Бубнову. Получен ответ: «Свердловск. «Уралэлектромашина». Пронъ. Приветствую. Передайте по­здравления строителям. Бубнов» («За Электромашину» 21 июля 1936). В по­следующие годы школа была надстроена, увеличена по площади и переведена на 10-летнее образование. В первые годы в школе №66 помещалась и школа взрос­лых №4, директором которой был Чернецкий Зиновий Васильевич.

Строительство всего этого жилого массива производилось с местной выруб­кой леса только под объекты, а поэтому бараки и дома были расположены в боль­шом сосновом бору, и их не было видно.

В 1935-1936 годах наступили пере­ломные годы в строительстве жилого фонда - в количестве квартир в одном объекте, в высотности домов, благоус­тройстве. В 1936 году был введен в экс­плуатацию 4-этажный 28-квартирный дом (ныне Стачек, 19) с паркетными полами, встроенными шкафами. На первом этаже разместился гастрономом на 5-6 рабочих мест. Сдан и 32-квартирный дом (ныне Краснофлотцев, 10), также благоустроенный, с удобными балкона­ми, в котором на 1-м этаже был распо­ложен продуктовый магазин на 2-3 рабо­чих места.

По ул. Бабушкина,  29а и  Энтузиас­тов, 11 - двухэтажные рубленые, оба 16-квартирные. В итоге в 1936 году было сдано в эксплуатацию 6299 м2 полезной площади.

С 1936 по 1941 год строительство го­сударственного жилого фонда, видимо, не производилось - данных не имеется, а в основном выделялись ссуды для рабочих на строительство индивидуального жи­лого фонда в поселке.

В ноябре 1938 года вступила в строй школа №67 по улице Стачек, с семилет­ним образованием на 800 мест, которая в последующие годы была расширена и пе­реведена на 10-летнее образование.

В 1941 году были сданы в эксплуата­цию пять домов, двухэтажные, 8-квартирные, общей площадью 2194 кв. м, по­лезной - 1449 кв. м. В этом же году был сдан в эксплуатацию 6-этажный дом по ул. Краснофлотцев, 7 (так называемый «зеленый дом»). Строил его прораб  Елькин Давид Михайлович. При отделении от нашего завода турбомоторного он отошел последнему.

Л.К. Шатайлов. 1982 г.

Так рождался Эльмаш (1932-1941) // Орджоникидзевский район: 75 лет.- Екатеринбург, 2010.- С.52-56

Мосунова, Т. «Район электрических машин»

Новое путешествие по районам уральской столицы

Знакомя гостей города с Екатеринбургом, экскурсо­воды обычно доверительно сообщают, что наш полуторамиллионный город состо­ит из семи жилых админист­ративных районов.

Приезжему их перечисле­ние — Ленинский, Киров­ский, Верх-Исетский, Орджоникидзевский, Чкаловский, Железнодорожный и Ок­тябрьский — ничего не гово­рит, а вот для местных жите­лей отнюдь не безразлично с Уралмаша ты, с ВИЗа или с Ботаники. В каждом районе есть свой микроклимат, не знакомый чужакам.

Обитатели ВИЗа, которые представляют, где находится улица Металлургов или Крауля, ДК ВИЗа и Верх-Исетский пруд, теряются, заплутав в ра­диальных улицах Уралмаша. Уралмашевцы же, выросшие на улицах Победы, Ильича, Машиностроителей или Дон­басской, ощущают себя не­уверенно, оказавшись на ули­це Альпинистов или Грибое­дова. Для жителей Сиренево­го бульвара равно далеки ули­цы Ферганская и Ватутина.

Недавнее путешествие в от­даленный уголок Эльмаша навело меня на мысль взгля­нуть на городские районы глазами их обитателей, ведь часто районный патриотизм не уступает городскому. Впе­чатления от посещения района были, мягко говоря, эклек­тичные: тряская маршрутка то упиралась в разрушающи­еся послевоенные бараки, то выныривала у вполне креп­ких строений брежневской эпохи, а под конец, у пере­крестка Таганской и Фрезеровщиков, и вовсе показались новостройки. И все же обита­тели Эльмаша гордятся своим районом и многие не поменя­ли бы его на какой-то иной. На официальном сайте об Эльмаше написано: «Это очень спокойный и тихий район, не перегружен транспортом, здесь царит атмосфера про­шлого со своей теплотой и гостеприимством».

Этот район находится в се­верной части Екатеринбурга. Административно относится к Орджоникидзевскому, ог­раничен проспектом Космо­навтов, улицей Фронтовых бригад и Калиновским лесо­парком. Проживает в нем бо­лее ста тысяч человек — насе­ление, равное количеству жи­телей среднего европейского города.

Сегодня Эльмаш — город, где объединились как бы не­сколько миров. При Ураль­ском педагогическом универ­ситете кипит беспечная сту­денческая жизнь, полная пла­нов и амбиций.

Углубившись во дворы, можно увидеть ухо­дящую натуру — трудяг, бывших рабочих заводов-гига­нтов. Здесь же тусуются «реальные» пацаны, которые вы­ясняют на понятном им слен­ге, какое место самое опасное на Эльмаше: «Горка, Авганы, кольцо Эльмаша, Чечня, Чер­нобыль, Калиновский лесо­парк или Трояны»? Сюда в спортивно-оздоровительный комплекс «Калининец» при­езжают спортсмены, а отды­хающие направляются на Калиновские разрезы.

В 1990-х годах на Эльмаше появились четыре православ­ных храма и семинария. Цер­ковь во имя Успения Богома­тери расположилась в стенах бывшего кинотеатра «Роди­на», кстати, обустраивать его помогали некоторые из стро­ителей, возводившие еще сте­ны кинотеатра в 1950-х. В хра­ме Кирилла и Мефодия соби­рается единственная в нашем городе православная община слабослышащих и глухих лю­дей. А храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница» расположен в 23-й боль­нице.

Имеется здесь и метро, це­лых три станции расположе­ны на Эльмаше: «Машиностроителей», «Уралмаш» (два перехода этой станции нахо­дятся на Уралмаше, а один на Эльмаше), «Проспект Космо­навтов». У сквера кинотеатра «Заря», расположенного в помпезном здании времен сталинского ампира (5-этаж­ный кирпичный полномет­ражный жилой дом на 92 квартиры построен в 1956 по проекту архитектора П. Д. Деминцева), кипит жизнь.

За 80 лет существования район накопил целых три па­мятника архитектуры, поставленных на учет в Минис­терстве культуры и туризма Свердловской  области. Это поликлиника больницы № 23, построенная по проекту ар­хитектора М. Рейшера, Дво­рец культуры завода Уралэлектротяжмаш, построен­ный по проекту архитектора Г. А. Голубева в 1950х годах, Турбомоторный завод: про­ходная с административны­ми корпусами на ул. Фронтовых бригад, 18.

Есть здесь и свое кладбище — Восточное. Оно выходит на ул. Шефскую, известно тем, что здесь, в 15-М секторе, захоронили большую часть по­гибших от эпидемии, сибир­ской язвы в 1979 году свердлов­чан. В то время в 19-м военном городке на Керамике произо­шел крупнейший выброс био­логического оружия, в воздух в больших количествах попа­ли споры сибирской язвы. На Восточном кладбище было похоронено 64 человека, по­гибших в результате этой тра­гедии. Ныне кладбище от­крыто только для родствен­ных захоронений. Несколько лет назад у входных ворот по­явилась церковь во имя Ксе­нии Петербургской.

А как о своем районе выска­зываются его нынешние и бывшие обитатели? Молодой человек, родившийся и вы­росший на Эльмаше, слегка задумался. «Что такое Эльмаш для меня? Это что-то ро­дом из детства. Мы, эльмашевцы, дети окраин, это не значит брошенные, наоборот, какие-то более настоящие, что ли...». На вопрос, хотел бы он переехать, отвечает, что если бы был выбор, он снова выбрал бы Эльмаш. Для по­жилой женщины, которая уже давно живет в другом районе, Эльмаш — это рабо­чий поселок, где прошло ее детство. Жили тогда в бара­ках, и эта трудная, но откры­тая жизнь (двери комнат поч­ти никогда не закрывались, и соседи знали друг о друге все) стала для нее университетом человеческих отношений.

Рассказы о жизни на рабо­чем поселке так разнятся с нашим нынешним бытом, что заслуживают отдельной ста­тьи. Слушая, какой любовью пронизаны высказывания обитателей Эльмаша о своем районе, начинаешь видеть его по-новому. Хочется прове­рить: а действительно ли по-прежнему живут жирные пи­явки в Калиновских разре­зах? Прокатиться на эльмашевском трамвае (как ни один район в городе Эльмаш дол­гое время был привязан имен­но к трамваю). Постоять пе­ред мрачными гигантами це­хов Турбомоторного завода, наконец, заглянуть во Дворец культуры УЭТМ, который не­давно был возрожден бук­вально из небытия.

 

Т. Мосунова

Мосунова, Т. Район электрических машин / Т. Мосунова // Уральский рабочий.- 2012.-28 марта.- С.7

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта