Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга Библиотека им. М.Горького Екатеринбург, ул. Ильича, 20 тел.: (343) 338-38-97 E-mail: bibl28@ekmob.org
|
|
|
Эльмаш - район электрических машинТак рождался Эльмаш (1932-1941) Летом и осенью 1932 года техдокументация на строительство завода не была готова, все силы были брошены на строительство жилого фонда для рабочих-строителей, а позднее для эксплуатационников. Первый жилищный массив барачного типа начали строить в районе третьего километра с символичным названием Рабочий поселок. Первоначально было построено 19-20 бараков - одноэтажных, неблагоустроенных, с печным отоплением, без воды и канализации, каждый площадью 300-350 м2. Часть из них - общежития, где проживали одинокие рабочие, мужчины и женщины, по 60-70 человек в каждом не разделенном на комнаты бараке, а часть - коридорного типа, где жили семейные рабочие, по 12-14 семей в каждом бараке. В бараках для одиноких рабочих стояли в 4 ряда кровати, возле каждой кровати - тумбочка, две печки для обогрева барака (плиты) и два бачка с кипяченой водой. Один барак, небольшой, был разбит на небольшие комнаты по 12 кв. м, по 4 комнаты в одном подъезде, также без воды и канализации, в эти комнат поселяли первых ударников завода, таких было всего 12 комнат. В одном из бараков с одной стороны была рабочая столовая на 40-50 посадочных мест, с буфетом и открытой верандой, где в летнее теплое вечернее время был ресторан, с другой стороны этого же барака на одно рабочее место - парикмахерская. Другой барак был так же разделен на две части (половины), с одной стороны была пошивочная мастерская, которой заведовал Янов, он же и был закройщиком верхнего женского платья, а с другой - мастерская по ремонту обуви. В этом же районе, в одном из бараков, помещалась поликлиника-больница на 15-20 коек, в которой производился прием и лечение рабочих-строителей и эксплуатационников. Здание этой больницы было обнесено забором, внутри которого росло много сосен и кустарников-цветов, где были установлены скамейки для отдыха больных. Одной из основателей этой больницы была Мария Симоновна Синицина. В районе этого же поселка в 1933 году было выстроено здание под магазин, в котором были размещены продуктовый и промтоварный отделы, в каждом из них по одному рабочему месту. В этом же районе в одном из бараков размещался клуб, в фойе которого организовывались танцы для молодежи, в основном зале пропускались кинокартины и проводились занятия кружков. В 1933 же году открылось почтовое отделение №18. Планировка рабочего поселка представляла из себя форму неправильного треугольника, в центре которого было выстроено небольшое здание 15-20 кв. м - кубовая, внутри которой в печку был заложен большой бак, в котором женщины в белых халатах кипятили воду и разносили ведрами на коромысле по баракам в бачки для питья. Одним из первых прорабов на строительстве рабочего поселка был Мирошин Александр Андрианович, под руководством которого работали строители Маклаков Григорий, Николаев Николай, Золотавин Дмитрий, Пелевин Леонид, Жданов Федор и другие, десятником был Ф.С. Обухов. Первый конный двор на 40-50 лошадей был построен в районе нынешних улиц Бабушкина — Корепина, где начальником был т. Сазонов. В связи с тем, что строительству жилого массива на соцгороде необходима была площадка, конный двор перевели в район, где сейчас остановка трамвайная «Электриков». Начальником этого конного двора был назначен цыган Баранов. Конюшни и сейчас сохранились, в которых в настоящее время расположен склад ОКСа завода. На территории конного двора было овощехранилище для картошки и других овощей. Между рабочим поселком и будущим соцгородом в лесу было выстроено одноэтажное здание барачного типа, где размещалась пожарная команда. Одни из первых ее начальников был т. Сысоев. Эта пожарная команда обслуживала вначале строительную площадку завода и строительство жилого фонда, а дальнейшем и эксплуатацию и на cвоем вооружении имела две бочки, каждая на двух колесах с тягловой силой лошади, в дальнейшем - одну пожарную машину. Кроме рабочего поселка, жилой фонд барачного типа был у завода на Шарташе, в районе станции Аппаратная. Четыре барака были по Березовскому тракту (шоссе), ныне улица Блюхера. В окрестностях Калиновских разрезов было построено около десятка бараков для холостых и семейных. Ниже нынешней улицы Энтузиастов было 4 барака, так называемый Северный поселок. В одном из них половина была отведена под красный уголок, где регулярно 3 раза в неделю под гармошку устраивались танцы. В 1932-33 годах параллельно со строительством рабочего поселка началось строительство соцгорода. В сплошном лесу в стороне от ныне существующего проспекта Космонавтов, в районе кинотеатра «Заря», был установлен указатель «ДОРОГА НА ЭЛЬМАШ», вырублена просека и сделана грунтовая дорога (ныне ул. Краснофлотцев до ул. Бабушкина), которая затем поворачивала вправо до завода и в последующие годы (1935-1936) была выложена камнем (бурковка). По правой стороне дороги, в районе проспекта Космонавтов, в 1934 году было построено три одноэтажных двухквартирных рубленых дома, каждый площадью 50-60 м2, с печным отоплением. Левее указателя «Дорога на Элъмаш» стоял пивной бар под названием «Золотой ключик». Влево от нынешней улицы Краснофлотцев на расстоянии 150-200 метров в 1933 году построили 4 засыпных каркасных двухэтажных дома, три из них 8-квартирные, каждый примерно жилплощадью 230-250 м2, четвертый -коридорной системы, на 32 комнаты, типа гостиницы. Во всех 4 домах первое время в основном проживали инженерно-технические работники завода. По-видимому, от контингента проживающих и произошло название - поселок ИТР. В 100-150 метрах от поселка ИТР на север в 1932 году была построена школа ФЗУ - одноэтажное Т-образное здание с 15-20 небольшими классами, где готовились кадры для строительства и эксплуатации завода. Между существующими ныне улицами Бабушкина, Энтузиастов, Баумана и Стачек в 1933-1934 годах были построены два одноэтажных барака. В одном из них была баня и прачечная с рядом стоящей котельной, а в другом (барак №6), коридорной системы, жили семейные рабочие. В этом бараке впервые на Элъмаше было подведено паровое отопление, канализация и холодная вода. По ныне существующей улице Краснофлотцев, по левой стороне, в 1933-1934 годах были сданы в эксплуатацию 4 камышитовых дома (щитовые с утеплителем из прессованного камыша), 18-квартирные, трехэтажные, с печным отоплением, водой и канализацией. В доме №2 была небольшая библиотека, а в доме №4 - столовая на 20-24 посадочных места, которая в народе называлась «Таверна». В районе, где сейчас стоит школа №99, было построено одноэтажное здание площадью 300-350 м2, в котором был расположен первый литейный цех завода, рядом, в небольшом здании, - первый заводской гараж на 2-3 машины. 11 июля 1936 года была сдана в эксплуатацию школа №66 по ул. Краснофлотцев, 8 - двухэтажная, с 7-летним образованием, на 400 мест. Архитектором этой школы был Яковлев Борис Николаевич, он же в это время был начальником ОКСа завода. В сдаче школы №66 и детского сада №136 принимали участие трудящиеся завода, в основном ИТР. О сдаче школы в эксплуатацию была послана телеграмма наркому просвещения т. Бубнову. Получен ответ: «Свердловск. «Уралэлектромашина». Пронъ. Приветствую. Передайте поздравления строителям. Бубнов» («За Электромашину» 21 июля 1936). В последующие годы школа была надстроена, увеличена по площади и переведена на 10-летнее образование. В первые годы в школе №66 помещалась и школа взрослых №4, директором которой был Чернецкий Зиновий Васильевич. Строительство всего этого жилого массива производилось с местной вырубкой леса только под объекты, а поэтому бараки и дома были расположены в большом сосновом бору, и их не было видно. В 1935-1936 годах наступили переломные годы в строительстве жилого фонда - в количестве квартир в одном объекте, в высотности домов, благоустройстве. В 1936 году был введен в эксплуатацию 4-этажный 28-квартирный дом (ныне Стачек, 19) с паркетными полами, встроенными шкафами. На первом этаже разместился гастрономом на 5-6 рабочих мест. Сдан и 32-квартирный дом (ныне Краснофлотцев, 10), также благоустроенный, с удобными балконами, в котором на 1-м этаже был расположен продуктовый магазин на 2-3 рабочих места. По ул. Бабушкина, 29а и Энтузиастов, 11 - двухэтажные рубленые, оба 16-квартирные. В итоге в 1936 году было сдано в эксплуатацию 6299 м2 полезной площади. С 1936 по 1941 год строительство государственного жилого фонда, видимо, не производилось - данных не имеется, а в основном выделялись ссуды для рабочих на строительство индивидуального жилого фонда в поселке. В ноябре 1938 года вступила в строй школа №67 по улице Стачек, с семилетним образованием на 800 мест, которая в последующие годы была расширена и переведена на 10-летнее образование. В 1941 году были сданы в эксплуатацию пять домов, двухэтажные, 8-квартирные, общей площадью 2194 кв. м, полезной - 1449 кв. м. В этом же году был сдан в эксплуатацию 6-этажный дом по ул. Краснофлотцев, 7 (так называемый «зеленый дом»). Строил его прораб Елькин Давид Михайлович. При отделении от нашего завода турбомоторного он отошел последнему. Л.К. Шатайлов. 1982 г. Так рождался Эльмаш (1932-1941) // Орджоникидзевский район: 75 лет.- Екатеринбург, 2010.- С.52-56 Мосунова, Т. «Район электрических машин» Новое путешествие по районам уральской столицы Знакомя гостей города с Екатеринбургом, экскурсоводы обычно доверительно сообщают, что наш полуторамиллионный город состоит из семи жилых административных районов. Приезжему их перечисление — Ленинский, Кировский, Верх-Исетский, Орджоникидзевский, Чкаловский, Железнодорожный и Октябрьский — ничего не говорит, а вот для местных жителей отнюдь не безразлично с Уралмаша ты, с ВИЗа или с Ботаники. В каждом районе есть свой микроклимат, не знакомый чужакам. Обитатели ВИЗа, которые представляют, где находится улица Металлургов или Крауля, ДК ВИЗа и Верх-Исетский пруд, теряются, заплутав в радиальных улицах Уралмаша. Уралмашевцы же, выросшие на улицах Победы, Ильича, Машиностроителей или Донбасской, ощущают себя неуверенно, оказавшись на улице Альпинистов или Грибоедова. Для жителей Сиреневого бульвара равно далеки улицы Ферганская и Ватутина. Недавнее путешествие в отдаленный уголок Эльмаша навело меня на мысль взглянуть на городские районы глазами их обитателей, ведь часто районный патриотизм не уступает городскому. Впечатления от посещения района были, мягко говоря, эклектичные: тряская маршрутка то упиралась в разрушающиеся послевоенные бараки, то выныривала у вполне крепких строений брежневской эпохи, а под конец, у перекрестка Таганской и Фрезеровщиков, и вовсе показались новостройки. И все же обитатели Эльмаша гордятся своим районом и многие не поменяли бы его на какой-то иной. На официальном сайте об Эльмаше написано: «Это очень спокойный и тихий район, не перегружен транспортом, здесь царит атмосфера прошлого со своей теплотой и гостеприимством». Этот район находится в северной части Екатеринбурга. Административно относится к Орджоникидзевскому, ограничен проспектом Космонавтов, улицей Фронтовых бригад и Калиновским лесопарком. Проживает в нем более ста тысяч человек — население, равное количеству жителей среднего европейского города. Сегодня Эльмаш — город, где объединились как бы несколько миров. При Уральском педагогическом университете кипит беспечная студенческая жизнь, полная планов и амбиций. Углубившись во дворы, можно увидеть уходящую натуру — трудяг, бывших рабочих заводов-гигантов. Здесь же тусуются «реальные» пацаны, которые выясняют на понятном им сленге, какое место самое опасное на Эльмаше: «Горка, Авганы, кольцо Эльмаша, Чечня, Чернобыль, Калиновский лесопарк или Трояны»? Сюда в спортивно-оздоровительный комплекс «Калининец» приезжают спортсмены, а отдыхающие направляются на Калиновские разрезы. В 1990-х годах на Эльмаше появились четыре православных храма и семинария. Церковь во имя Успения Богоматери расположилась в стенах бывшего кинотеатра «Родина», кстати, обустраивать его помогали некоторые из строителей, возводившие еще стены кинотеатра в 1950-х. В храме Кирилла и Мефодия собирается единственная в нашем городе православная община слабослышащих и глухих людей. А храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница» расположен в 23-й больнице. Имеется здесь и метро, целых три станции расположены на Эльмаше: «Машиностроителей», «Уралмаш» (два перехода этой станции находятся на Уралмаше, а один на Эльмаше), «Проспект Космонавтов». У сквера кинотеатра «Заря», расположенного в помпезном здании времен сталинского ампира (5-этажный кирпичный полнометражный жилой дом на 92 квартиры построен в 1956 по проекту архитектора П. Д. Деминцева), кипит жизнь. За 80 лет существования район накопил целых три памятника архитектуры, поставленных на учет в Министерстве культуры и туризма Свердловской области. Это поликлиника больницы № 23, построенная по проекту архитектора М. Рейшера, Дворец культуры завода Уралэлектротяжмаш, построенный по проекту архитектора Г. А. Голубева в 1950х годах, Турбомоторный завод: проходная с административными корпусами на ул. Фронтовых бригад, 18. Есть здесь и свое кладбище — Восточное. Оно выходит на ул. Шефскую, известно тем, что здесь, в 15-М секторе, захоронили большую часть погибших от эпидемии, сибирской язвы в 1979 году свердловчан. В то время в 19-м военном городке на Керамике произошел крупнейший выброс биологического оружия, в воздух в больших количествах попали споры сибирской язвы. На Восточном кладбище было похоронено 64 человека, погибших в результате этой трагедии. Ныне кладбище открыто только для родственных захоронений. Несколько лет назад у входных ворот появилась церковь во имя Ксении Петербургской. А как о своем районе высказываются его нынешние и бывшие обитатели? Молодой человек, родившийся и выросший на Эльмаше, слегка задумался. «Что такое Эльмаш для меня? Это что-то родом из детства. Мы, эльмашевцы, дети окраин, это не значит брошенные, наоборот, какие-то более настоящие, что ли...». На вопрос, хотел бы он переехать, отвечает, что если бы был выбор, он снова выбрал бы Эльмаш. Для пожилой женщины, которая уже давно живет в другом районе, Эльмаш — это рабочий поселок, где прошло ее детство. Жили тогда в бараках, и эта трудная, но открытая жизнь (двери комнат почти никогда не закрывались, и соседи знали друг о друге все) стала для нее университетом человеческих отношений. Рассказы о жизни на рабочем поселке так разнятся с нашим нынешним бытом, что заслуживают отдельной статьи. Слушая, какой любовью пронизаны высказывания обитателей Эльмаша о своем районе, начинаешь видеть его по-новому. Хочется проверить: а действительно ли по-прежнему живут жирные пиявки в Калиновских разрезах? Прокатиться на эльмашевском трамвае (как ни один район в городе Эльмаш долгое время был привязан именно к трамваю). Постоять перед мрачными гигантами цехов Турбомоторного завода, наконец, заглянуть во Дворец культуры УЭТМ, который недавно был возрожден буквально из небытия.
Т. Мосунова Мосунова, Т. Район электрических машин / Т. Мосунова // Уральский рабочий.- 2012.-28 марта.- С.7 |
Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.