Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга

Библиотека им. М.Горького

Екатеринбург, ул. Ильича, 20

тел.: (343) 338-38-97
тел.: (343) 338-39-92

E-mail: bibl28@ekmob.org

  • pic1
  • pic2
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
  • pic3
Праздник Валенка
Сеть кинотеатров Премьер-зал
Литературная матрица
ЛитРес
Много Игр 96 ру
Читай Это!

Дворец культуры Эльмаш

ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ЭЛЬМАШ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

В каждом городе, районе или деревне есть своя достопримечательность, которую с гордостью показывают гостям, у которой назначают свидания влюбленные, а встречи – друзья. Так, в Париже – это Эйфелева башня, в Москве - памятник А.С. Пушкину, а в екатеринбургском микрорайоне Эльмаш – Дворец культуры УЭТМ. Его более чем полувековая история ясно запечатлела на себе и крушение «культа личности» после XX съезда, и хрущевскую борьбу с «украшательством», и творческий расцвет в эпоху всеобщего «застоя», и крушение «перестройки» и «лихих девяностых», и новый расцвет в XXI веке.

            Построенное 53 года назад здание является последним произведением одного из лучших уральских архитекторов Г. А. Голубева, в него вложили труд и талант, известные в Свердловске художники. Но история дома – это не только история стен, это жизнь людей, которые наполняли его своим дыханием.

            Для всех, кто занимался в Доме культуры, он становился вторым домом, а любительские коллективы – второй семьей. Взрослые на сцене реализовывали потребности души и ума в искусстве, самовыражении. Дети находили в педагогах людей столь же близких, как родители. Для многих из них пример учителя стал определяющим в выборе профессии.

            На протяжении десятилетий Дом культур утверждал нравственные гуманистические ценности. Экономический фундамент его работы обеспечивал завод, организационный – директор. Творчество процветало в те времена, когда ДК возглавляли яркие личности, такие как Е. П. Радукин или Н. Б. Штейн, но если на месте директора оказывались случайные люди – все рушилось.

            В XXI век ДК вступил с новым именем – Дворец культуры Эльмаша. Оно больше отвечает и внешнему облику здания, построенному в традициях дворцовой архитектуры, и его историческому предназначению являться центром культуры для микрорайона.

            Остался позади тот драматический период, когда ДК лежал в руинах и признавался «не подлежащим восстановлению». Благодаря частной инициативе здание возрождено почти из пепла, в него снова вернулись дети и участники самодеятельности прошлых лет.

            Широко распространен в нашей стране мнимый патриотизм фразы, но есть и подлинный патриотизм дела. Примером тому предприниматели, вложившие немалые средства в восстановление Дворца культуры. В конечном счете, инвестиции в культуру и образования – это залог будущего страны.

 А вот как все начиналось. В первые же месяцы Великой Отечественной войны на Урал потянулись эшелоны с военными заводами. «Передвигались десятки тысяч станков, молотов, прессов, турбин. Это был своеобразный период перемещения производительных сил СССР», - уже после Победы подвел итог председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский. Вслед за заводами и вместе с ними на Восток отправлялись люди. Никогда прежде Урал не переживал такого промышленного и демографического роста.

            Свердловский завод «Уралэлектроаппарат» вобрал в себя несколько эвакуированных предприятий из Воронежа, Харькова и Ленинграда. Было налажено производство новой продукции, необходимой армии и военной промышленности. Небольшой поселок, который до войны занимал всего несколько кварталов, заметно вырос за счет временных бараков. Многие из приехавших на Урал рабочих и технических специалистов остались здесь навсегда.

 К началу 1950-х гг. наспех построенные бараки, как и более благоустроенные двухэтажные дома послевоенных лет, уже не отвечали требованиям времени. На Эльмаше началось интенсивное строительство многоэтажных домов, школ и больниц. На стройках задействовали как комсомольцев, так и военнопленных немецких солдат.

 Жилье строили все заводы района, но только «Уралэлектроаппарат» решился потратить большие по тем временам деньги (6 млн. руб.) на Дом культуры. В этом была большая личная заслуга директора завода Николая Васильевича Щукина. Он оставил о себе память как идеальный хозяйственник. За время его управления помимо новых производственных корпусов появились жилые дома по ул. Баумана и Старых большевиков, пионерский лагерь, дом отдыха и Дом культуры, строительство которого нельзя рассматривать отдельно от развития социальной инфраструктуры завода.

            Проектировал ДК, выполненный в смешанном стиле русского классицизма и сталинского ампира, Георгий Александрович Голубев, и этот выбор не был случайным. Голубев долгое время занимал должность главного архитектора Свердловска. Он умел предугадывать будущий облик районов, проектировать не отдельные здания, а целые участки города. Голубев предложил повторить на Эльмаше свой последний проект, выполненный для Клуба завода «Огнеупор» в Богдановиче. Он успел сделать генеральный план участка, вписать здание в окружающие его постройки, которые сами к тому времени были еще только на бумаге.

            В августе 1949 г. Георгий Александрович умер, так и не увидев свой замысел реализованным. В 1952 г. на всероссийском конкурсе клуб в Богдановиче получил третьею премию, а его младший брат-близнец в Свердловске оказался последним осуществленным проектом одного из лучших уральских архитекторов середины XX столетия, автора здания городской администрации на площади 1905 года.

 Для свердловских архитекторов 1950-х годов Голубев был непререкаемым авторитетом, его идеи старались воплотить максимально полно. Авторский надзор за строительством Дома культуры «Уралэлектроаппарата» осуществлял Петр Дмитриевич Деминцев. Он оставил след в истории такими знаковыми для Свердловска сооружениями, как ДК им. М. Лаврова, бывший бытовой комбинат «Рубин» на ул. Малышева, «Дом художника» на ул. Куйбышева и других. Иногда его называют соавтором Голубева, но никаких существенных изменений в первоначальный проект здания Деминцев не внес.

 Дом культуры открыли в декабре 1953 г. Подрядчиком выступил строительный трест «Свердловскпромстрой», внутреннюю отделку выполнили художники Свердловского отделения Художественного фонда СССР. Парковая часть была благоустроена в 1958 г. с участием сотрудников Дома культуры и завода под руководством В. П. Пальгова и П. П. Садовникова. Художественное решение ворот парка повторяло въездные ворота завода.

            Сравнение Клуба завода «Огнеупор» в Богдановиче и Дома культуры на Эльмаше дает возможность понять индивидуальные особенности каждого из них. Внешний облик зданий одинаков, за исключением незначительных деталей декора. Дом культуры поднят на цокольный этаж, что объясняется рельефом местности. За счет этого он выглядит празднично, как бы приподнимается на землей, большее количество ступеней перед входом придает ему особенную торжественность.

            И в Богдановиче, и в Свердловске, Голубев использовал традиции дворцовой архитектуры. Дом культуры хорошо просматривался в перспективе ул. Баумана, она создает своеобразную, парадную галерею домов при подъезде к площади перед ДК. Летняя сцена и парк предназначены для отдыха - маленький кусочек природы посреди рабочего поселка. Можно себе представить, как Георгий Александрович в феврале 1949 г., глядя на пустырь, деревянные бараки и железную дорогу, рисовал в своем воображении будущий Дом культуры, ул. Баумана, Старых большевиков, весь окружающий их район. Надо было прожить полжизни в Петербурге, чтобы уметь так располагать здания в пространстве.

 ДК задумывался им как центр архитектурного ансамбля на площади, образованной улицами Баумана и Старых большевиков. Рядом с Дворцом располагаются два жилых дома, выполненных в таком же стиле. Но на завершение ансамбля денег уже не хватило, поэтому, например, с левой стороны ул. Баумана стоят уже не «дворцы», а обычные панельные «хрущевки», да и сама площадь явно идет под уклон, хотя должна была быть прямой. При проектировке памятника Голубев руководствовался общей идеологической установкой того времени. Отказавшись от утопической идеи пролетарского искусства, советская власть начала «экспроприацию» чужого эстетического идеала, начав возводить помпезные здания в стиле русского классицизма XIX века, чтобы дворцы, бывшие до революции привилегией дворян, теперь стали всенародным достоянием.

 В интерьерах в Богдановиче и Свердловске мало общего. В Клубе завода «Огнеупор» преобладал нейтральный растительный орнамент, не было символики в лепнине, росписей на политические темы, которыми отличается эльмашевский Дом культуры. Современники легко прочитывали обращенные к ним послания. «Гости поднимутся по широким гранитным ступеням Дома культуры с чувством гордости и радости за свою страну, за свой завод, - восторженно писал корреспондент «Уральского рабочего» 31 декабря 1953 г. – В центре фойе – монументальный портрет И. В. Сталина. Наверху – художественное панно «Счастливая юность страны Советов». На стенах зрительного зала – круглые медальоны-горельефы на темы: радостный труд, счастливая молодость, культурный отдых. Большой плафон «Славься, Отечество наше свободное» создает у зрителя радостное приподнятое настроение».

            Искусствовед Б. Павловский был, несомненно, прав, когда назвал этот плафон «праздничной симфонической увертюрой», «одной из лучших декоративных росписей свердловских художников, созданных в послевоенный период». Выполнили его по собственным эскизам выпускники Художественного института им. В. Сурикова Аркадий Охлупин и Владимир Терёхин. Одному из них тогда было тридцать три года, другому - двадцать семь, в институте они учились на одном курсе у П. Корина, С. Чуйкова и др. Впереди у каждого большая творческая жизнь. Аркадий Петрович Охлупин заслужит признание как пейзажист, Владимир Алексеевич Терёхин – как автор жанровых картин на историко-революционные темы.

            В росписи плафона прочитываются характерные черты советского, монументального искусства 1950-х гг.: приподнятый, мажорный тон, яркие, насыщенные краски, восторги перед достижениями советской архитектуры и цитаты из свежих политических новостей. Это произведение и его название заставляет вспомнить гимн СССР в редакции 1943 г.: «Союз нерушимый республик свободных/ Сплотила навеки великая Русь./ Да здравствует созданный волей народов/ Единый, могучий Советский Союз!» В центре композиции уходящие в заоблачные выси здание, стилистически близкое к открытому в мае 1953 г. корпусу МГУ на Воробьевых горах – первому советскому небоскребу. По огромной лестнице спускаются девушки с гербами республик СССР. У них за спиной людской поток с красными знаменами. На переднем плане взрослые и дети, люди разных национальностей, возрастов и профессий. Все они символизируют советский народ: «Славься, Отечество наше свободное,/Дружбы народов надежный оплот!»

            На балконе дети выпускают голубей мира. Дом культуры строился в разгар холодной войны. В ответ на образование НАТО Советский Союз ответил пропагандисткой компанией борьбы за мир во всем мире, близкой сердцам левой интеллигенции в Европе. В 1949 г. великий Пабло Пикассо для Всемирного конгресса мира придумал символ этой борьбы – белого голубя. К 1953 г. голубь мира повсюду тиражировался в сотнях плакатов.

 В другой части плафона Советский Союз приветствуют представители стран, выбравших путь социализма или дружбы с СССР. Первые – это посланцы Китая и восточноевропейских народов, вторые – Индии и арабских стран. У них за спиной развиваются красные полотнища: «Знамя советское, знамя народное/ Пусть от победы к победе ведет!». Авторы имели в виду победу социалистических идей.

 Идеология этого произведения сегодня воспринимается как часть истории. Художники с помощью кисти попытались воплотить мечту, бесконечно далекую от реальности, как любая фантазия.

            «Плафон в зале вызывал у меня ощущение, - вспоминает глава администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга Павел Павлович Туголуков, - что я нахожусь в раю. Там был нарисован настоящий коммунизм, каким я себе его представлял: разные народы соединились вместе, играет музыка, все улыбаются, все счастливы!»

 В цокольной части Дома культуры по проекту должны были располагаться буфет и бильярдная. На первом этаже – фойе для танцев, сцена с залом на пятьсот мест, библиотека. В центре второго этажа – «верхнее фойе для танцев»: «Изящные колоны, на стенах картины на уральские темы. С потолка, украшенного художественной лепкой, спускается похожая на гигантскую, хрустальную каплю люстра. Блестит натертый паркет». Одна из картин показывает девственную, не тронутую человеком природу Урала кисти знаменитого уральского живописца Олега Бернгарда, другая – процветающую столицу края, город Свердловск.

 В последующие годы здание и его интерьеры претерпели незначительные изменения. Не сохранились росписи на стенах фойе, место фигуры И. Сталина в середине 1960-х гг. занял монумент В. Ленина из красного гранита. Его автор - свердловский скульптор Петр Алексеевич Сажин. В городе он известен памятниками Комсомолу Урала перед Вознесенской церковью и Уральскому добровольческому танковому корпусу на привокзальной площади, более известному среди свердловчан как место встречи «под варежкой».

            Но Дом культуры интересен не только как памятник, в который вложили частичку своего таланта уважаемые в Свердловске архитекторы и художники. На протяжении полувека в стенах ДК проходила яркая творческая жизнь, различные страницы которой и составили его историю.

            В советское время в ДК занималось несколько десятков самодеятельных коллективов, многие из которых становились лауреатами городских, областных и даже всесоюзных конкурсов. Один из самых интересных – легендарный ансамбль «Уральские самоцветы», недавно перешагнувшего тридцатилетний рубеж. Любовь к музыке ветераны ансамбля пронесли через всю свою жизнь.

 Появились «Уральские самоцветы» в сентябре 1973 года. Руководили коллективом очень талантливые, серьезные и известные в музыкальном мире люди: хормейстер Анатолий Краев, музыкальный руководитель Александр Нефедов, балетмейстер Владимир Ипатов и художественный руководитель ДК «Эльмаш» Николай Штейн. В ансамбле в свободное от работы время занималось 75 человек: медсестры, рабочие, инженеры, и уже в 1974 году Свердловская область увидела «сияние» «Уральских самоцветов»: ансамбль стал лауреатом областного телевизионного фестиваля «Моя родная сторона», а в начале 1975 года — защитил звание «народного».

            Побед и достижений ансамбля не счесть. Каждый год коллектив завоевывал престижную награду, а порой и не одну. Например, в 1977 году в Москве на I Всесоюзном фестивале народного, художественного творчества уральцам аплодировало все политбюро во главе с Леонидом Ильичом. Ветеран ансамбля Алла Григорьевна Клюшина вспоминает, что «Уральские самоцветы» трижды становились лауреатом Всесоюзных и Всероссийских фестивалей народного творчества, много ездили по стране, выступали с концертами в Польше и Болгарии.

 «Уральские самоцветы» подарили России много хороших музыкантов. Алла Григорьевна с улыбкой вспоминает, как Александра Малинина забирали в армию, и как она договаривалась, чтобы он служил не где-нибудь в пехоте или стройбате, а в Окружном доме офицеров. Два баяниста ушли в Уральский народный хор, а солистка Татьяна Залесова, также сначала певшая в Уральском народном хоре, в 2000 году уехала работать в США. Да и нынешний директор училища им. Чайковского - тоже бывший музыкальный руководитель ансамбля.

 Все было благополучно до развала СССР: в ДК «Эльмаш», который был одним из крупнейших очагов культуры Свердловска, помимо «Уральских самоцветов» было еще 4 «народных» коллектива, а всего Дворец культуры развивал творческие способности более 600 человек.

 Грянула перестройка, затем Союз развалился, отчего, как известно, больше всего пострадала культура. В 1993 году ДК прекратил свою работу: все альбомы, подарки и грамоты были уничтожены, а коллективы разогнаны. Но «самоцветы» не бросили песню. «Нас осталось только четверо, - рассказывает Алла Григорьевна, - я, Г. Афанасьева, К. Хайдукова и Л. Прокопьева. Кто-то ушел из жизни, кто-то прекратил заниматься. Но мы продолжали репетиции у меня дома, в разных клубах, ведь музыка стала смыслом нашей жизни. К нам пришло несколько человек из других дворцов культуры. И наше упорство было вознаграждено: после 1995 года «Уральские самоцветы» ежегодно становились либо дипломантом, либо лауреатом фестивалей ветеранских клубов».

 Скитаниям ансамбля недавно пришел конец: обойдя многие клубы и ДК города, «Уральские самоцветы» в 2004 году - в год своего тридцатилетнего юбилея вернулись «домой» – в отреставрированный и возрожденный ДК «Эльмаш». Эти упорные, самодеятельные пожилые артисты намерены вдохнуть в ансамбль новую жизнь, возродить его вместе с танцевальной группой и в большем составе.

            Приятно и вместе с тем удивительно то, что восстановило Дворец не государство, которое в последние годы выделяет средства на культуру по «остаточному принципу», а частные предприниматели, которые вернули городу прекрасный памятник советской архитектуры, а жителям Эльмаша – культурный центр, в котором сейчас вновь реализуют свои творческие способности жители самого разного возраста.

 Эльмашевцы всегда помнили, что когда-то Дом культуры завода «Уралэлектротяжмаш» был центром общественной жизни микрорайона. На улице Старых большевиков, 22 никогда не было скучно. Затем все изменилось. Он стал ненужной обузой для новых хозяев завода. От творческих коллективов не осталось и следа. Все, что можно было - от рояля до костюмов унесли или продали. В здание пустили многочисленных арендаторов, которым было не до культуры.

            На облупившемся сером фасаде зимой и летом в течение многих лет гирляндами серых потускневших электроламп красовалась надпись «С новым годом!». Таксисты так и называли его между собой! «С новым годом» - новый адрес Дома культуры. Насмешка над всеми нами.

 Руководство завода вынесло вердикт – здание не подлежит восстановлению. Дом культуры выставили на торги. Приходили покупатели, и желание приобрести здание у них сразу пропадало. Потолок черный от сырости, паркетный пол вздыблен. Из четырех туалетов работает один, а зловония от него как от всех четырех. В цокольном этаже разместился овощной склад. Грязь, крысы, мыши, неисправные гидранты, захламленные подвалы - в общем, хуже не бывает.

            Особенно жаль было испорченной красоты. Лепнина разрушена, у хрустальной люстры отрезали провода. Картины в зале на втором этаже покрылись толстым слоем пыли и пятнами белой масляной краски от былого ремонта. В оркестровой яме - груды металлолома от прежних инструментов духового оркестра, унылый коричнево-серый цвет стен и барельефов, испорченные кресла. При входе в зрительный зал создавалось впечатление, что потолок вот-вот обрушится.

 Участь парка была такой же, как и самого здания. Он стал пристанищем для бомжей, наркоманов и алкоголиков. Находиться вечером в нем было небезопасно. Жители соседних домов сбрасывали туда мусор, ворота исчезли, забор разрушился. От детских и волейбольных площадок не осталось и следа, летняя сцена прогнила и обвалилась, скамейки были искорежены и вырваны. За деревьями никто не ухаживал более десяти лет, некоторые из них просто высохли. Парк стал проезжей частью для автолюбителей. Ночью в нем была несанкционированная парковка, а утром мойка для машин.

            Акт технического состояния памятника истории и культуры и план необходимых работ по благоустройству территории составили только 21 октября 2002 г. Состояние Дома культуры признали неудовлетворительным. В аварийном состоянии находились чердак, фойе и зрительный зал, галереи северного и южного фасадов. «Инженерное обследование конструкций, инженерных сетей здания не проводилось. Ремонтно-реставрационные работы не проводились» - так записали в акте. И вывод комиссии: « в случае, если не будут приняты срочные меры, состояние здания может быть охарактеризовано как неработоспособное».

            Однако, мир не без добрых людей. В первую очередь бизнесмены, выкупившие здание у завода, восстановили тепло- и электроснабжение, отремонтировали крышу. Они понимали значимость здания, как памятника архитектуры, поэтому создали команду реставраторов. Перед началом работ сфотографировали все художественные детали. Дизайнеры нарисовали эскизы. Гипс оригинальной лепнины потолков, лестниц и карнизов за пятьдесят лет раскрошился. Реставраторы снимали маску с каждого элемента и возрождали ее первоначальный облик. В работе использовались только импортные высококачественные материалы.

 Дизайнеры позволили себе внести определенные новшества и поиграть со стилями. Где-то был использован high tech, где-то классика или викторианский стиль, а где-то их сочетание. Привели в порядок картины на втором этаже и плафон «Славься, Отечество наше свободное» в зрительном зале. Даже сделали подсветку статуи В.И Ленина в фойе! Сохранили огромные люстры пятидесятых годов, а кое-где добавили похожие на них, но меньшего размера. За счет игры с цветом сделали акцент на колонны, отчего помещения стали более легкими и воздушными.

            Не только здание, но и парк представляет собой архитектурно – ландшафтную ценность. Архитектором Георгием Александровичем Голубевым здание и парк были задуманы как единое целое. Его надо было восставить вместе с Дворцом, превратить из общественной помойки в место отдыха, чтобы его снова полюбили жители района. Новые хозяева вывезли оттуда девяносто грузовиков мусора!

            Уже прошедшим летом все в парке радовало глаз. Появились газоны, пешеходные дорожки. Здесь можно было и перекусить в летнем кафе, и поупражняться в пении. В планах - восстановить летнюю эстраду, на которой будет играть оркестр, и выступать артисты. Жители Эльмаша оценили этот подарок. Теперь в парке гуляют влюбленные парочки, бабушки со своими внуками, и на их лицах всегда можно увидеть улыбку.

            В парке работают садовники. Летом они ухаживают за зелеными насаждениями, а зимой не дают снегу замести дорожки, по которым бегают спортсмены.

 Но самое трудное было- вдохнуть жизнь в восстановленные Дом культуры и парк. Жители района забыли сюда дорогу, многие годы обходили его стороной. Но теперь все изменилось. Как уже было сказано, вернулись в родные стены участники самодеятельного ансамбля народной музыки «Уральские самоцветы». В год тысячелетия Казани в ДК вновь после долгого перерыва зазвучала татарская речь, ведь Свердловский областной центр татарской и башкирской культуры «Мирас» избрал Дворец культуры в качестве главной площадки своих мероприятий. Снова можно увидеть и ранним утром, и поздним вечером на дорожках парка спортсменов ветеранского клуба любителей бега «Сто Эльма». Их девиз «Доживем до ста лет на Эльмаше». Руководит клубом большой энтузиаст Иван Аркадьевич Нехорошков. Среди членов клуба есть чемпионы Европы и России по легкой атлетике среди ветеранов, восемь мастеров спорта международного класса, десятки мастеров спорта по лыжам, бегу, марафону, члены сборных области и страны по различным видам спорта. Спортсмены стараются участвовать во всех значительных соревнованиях области, страны и Европы, а также сами регулярно проводят лыжные старты и забеги. Они покоряли дороги Польши, Румынии, Норвегии, Бельгии, Италии и Франции.

            В ДК вновь начали работать разнообразные студии, кружки, клубы и школы для горожан всех увлечений и возрастов – начиная с совсем маленьких и заканчивая пенсионерами. Кружки, секции и клубы посещают сегодня более 500 человек. Символично, что и основные торжества по случаю семидесятилетнего юбилея Орджоникидзевского района проводились именно во Дворце культуры - архитектурном памятнике, который вновь гостеприимно распахнул для горожан свои двери.

  Алексей Старостин.

 http://dkelmash.narod.ru/about.html

Урал-Склад это логистическая компания с ответхранением в Екатеринбурге.

  Создание и поисковая оптимизация сайта